Подготовка законопроекта о банкротстве физических лиц вышла на финишную прямую. Как сообщила «КП» в кулуарах банковского форума в Сочи статс-секретарь, замминистра экономразвития Анна Попова, документ проходит стадию финансового обоснования с министерством финансов. Можно вздохнуть? Ведь до законодателей многострадальный проект добирается несколько лет. Но не все просто.
В последний раз «свидание» депутатов и документа было назначено на октябрь прошлого года, но, увы, не состоялось. В марте уже этого года премьер Владимир Путин поручил правительству доработать проект и внести в Госдуму к июлю. Опять не получилось. Счастливому единению законодателей и законопроекта помешал денежный вопрос. Поскольку по оценке Минэкономразвития, в первый же год действия норматива им могут воспользоваться 200 тысяч россиян, потребуется увеличение штата арбитражных судей. А это, как водится, потребует дополнительных бюджетных трат. Не меньше 1,5—2 млрд. рублей в год, тут же посчитали эксперты. А лишних денег в казне
Не все так плохо, обнадежила «КП» Анна Попова. По ее словам, ведомство совместно с Высшим арбитражным судом подсчитало, во сколько обойдутся дополнительный штат судей. Получилось не так много, как считалось. Так, единовременная трата составит 700 млн. рублей. Еще столько же ежегодно нужно будет выделить на зарплату судьям и их помощникам. Получается, что ежегодные расходы бюджета, начиная со следующего после принятия закона года, составят не 1,5—2 млрд.рублей, а 700 миллионов.
— Мы направили заявку со всеми расчетами в Минфин, который сейчас рассматривает этот вопрос в рамках нынешнего бюджетного процесса. Не вижу препятствий, чтобы расходы были включены в бюджет следующего года. Если так произойдет, то внести законопроект можно будет до конца года, — заявила Попова.
Впрочем, найдутся ли в казне даже такие средства? Сейчас, когда все госрасходы режутся по живому, даже 700 млн. рублей в год могут показаться Минфину излишне высокими. Удовлетворит ли финансовое ведомство заявку Минэкономразвития, спросила я у замминистра финансов Алексея Саватюгина. Он обещал, что постарается это сделать.
Кстати
Закон «О банкротстве физлиц» призван защитить права должников. Сейчас банкиры вправе преследовать горе-заемщиков, которые не могут выплатить кредит, пока полностью не вернут свои деньги. Если же заемщика можно будет признавать банкротом, человек сможет избавиться от неподъемного долга.
Предполагается, что в счет погашения долга может быть описано и распродано любое имущество, кроме единственного жилья и самого необходимого: одежды, предметов обихода, домашней утвари.
Если полученных от распродажи имущества средств не хватило для погашения долга, его просто списывают, прощают, и человек может начать жизнь с чистого листа. Правда, в течение как минимум 5 лет вряд ли какой-либо банк согласится выдать кредит бывшему банкроту.
Анна КАЛЕДИНА