В ипотеке большинство проблем, с которыми сталкиваются заемщики, — временные, и их надо помочь заемщику пережить. 70% обращений к нам связано со снижением доходов, а не потерей работы. С постоянными проблемами — смена работодателя, развод супругов, рождение ребенка — сталкиваются только от 1% до 3% обратившихся к нам.
Финансовая грамотность населения, которая находится на пещерном уровне. И я хотел бы обратиться к Центральному банку, чтобы заемщику, у которого платеж составляет более 40% от дохода, специально разъясняли, что с ним произойдет в случае изменения валютного курса или процентной ставки. Большинство дефолтов в России приходится на первый год кредита, при том, что в мире — на 4—5 год. Это говорит о том, что заемщики просто не умеют планировать свои финансы. Ипотечное страхование только начинает развиваться, а страхованием от потери доходов никто не пользуется, не смотря на то, что такой вид страхования есть в России. И банки не разрабатывают соответствующие продукты, чтобы снизить процентную ставку. Самое удивительное, что мы заметили в кризис, — около половины заемщиков, которые столкнулись с проблемами, отключают телефон. И это ипотечные заемщики, которым некуда деться из своего жилья.
Что можно сделать, чтобы кредит не был проблемным и его не надо было продавать? Спасение заемщиков — это не только реструктуризация, но и перекредитование с меньшей ставкой, локальный переезд, содействие росту доходов, в том числе, межрегиональный переезд. Но самая основная проблема, как ни удивительно, это автоматизированная банковская система, которая не заточена на сложные графики. У меня есть пример, как один из банков проводил реструктуризацию не так, как надо было заемщикам, а так, как позволяла его автоматизированная банковская система. В результате 70% заемщиков оказались в повторном дефолте. Конечно, проблемный актив — это большая проблема для банка, он не приносит дохода. Но, на мой взгляд, банки сделали еще хуже, когда пытались спрятать активы, сгружая их в различные ЗПИФы, не работая с проблемной задолженностью.
Сколько стоит проблемный кредит? Все знают, что бывает рынок продавца, а бывает рынок покупателя. На рынке продавца цена определяется желанием продавца продать кредит. Мы покупаем ипотечные кредиты очень дорого, гораздо дороже справедливой суммы, но эта цена определяется как раз адекватностью альтернативных потерь кредитора при самостоятельном взыскании. Наши сделки идут с дисконтом 20—25%. Рынок же покупателя отсутствует в России, несмотря на усилия международных организаций. Для цивилизованного рынка он необходим. Пока он не развился, можно использовать схемы, при которых продавец и покупатель делят риски и доход, если заемщик восстановит свою платежеспособность.
Экономический дисконт может достигаться различными способами. Мы пошли по следующему пути. Во-первых, мы выкупаем долг в рассрочку — по номиналу, но рассчитываемся в течение пяти лет. Понятно, что такой долг невозможно рефинансировать и на остаток задолженности нужно начислять такие же резервы, как и на проблемный кредит. Но у нас есть разъяснение ЦБ, что в случае, если долг начал обслуживаться, его можно переквалифицировать и уменьшить резервы на основе профессионального суждения. Второй способ — обмен проблемного актива на нерыночный актив, и здесь мы тоже далеко продвинулись. Сейчас в процессе регистрации первый выпуск бумаг АРИЖК с нерыночным купоном на уровне 3% годовых, который будет позволять формировать справедливый дисконт. Для банков, на мой взгляд, это спасение, потому что никаким образом не отражается на капитале. И третий путь, который мы обкатали летом, — обмен проблемного актива на рыночный актив. В этом случае мы либо выкупали долг с дисконтом, либо обменивали на бумаги с премией, равной справедливой оценке стоимости кредита.
Кому продать проблемные кредиты? Почему единственный способ — продать коллектору? Продажа коллектору приводит к худшим последствиям, поскольку развивает банкофобию. Активное взыскание порождает страх у людей. Чем жестче банки будут проводить взыскание, тем менее охотно люди будут брать кредиты, а следовательно, падение спроса и падение активности в экономике. Я бы хотел предостеречь от активных взысканий. Второй вариант — отдать специализированному инвестору, такому, как АРИЖК. В коротком периоде банк получит снижение доходов, но в длинном — повысится лояльность, вырастет спрос, кроме того, мы подтверждаем свое намерение возвратить банку восстановившиеся кредиты. Только цивилизованное ведение бизнеса даст рост экономики.
Стоит ли продавать проблемные кредиты? Наша статистика показывает, что в области ипотеки восстанавливается 87% проблемных кредитов. Позавчера я разговаривал с одним из западных банков, работающих в России, — у него статистика примерно такая же: 82% проблемных заемщиков восстановились. Восстановление заемщика реально, если оно делается профессионально. Если таких компетенций нет, банки могут отдать заемщика нам на излечение по комиссионной схеме, когда мы разделим риски.
Андрей ЯЗЫКОВ, генеральный директор АРИЖК