Альфа-банк решил ворваться в число лидеров на рынке автокредитования с помощью компании General Motors. «Альфа» станет эксклюзивным партнером спецакций автопроизводителя. Это пополнит портфель банка, но не принесет ему существенных доходов и не подорвет позиции конкурентов, считают участники рынка.
General Motors выбрал официальным партнером в России Альфа-банк. Гендиректор GM по СНГ Яцек Горски отметил, что «Альфа» была не единственным кандидатом в шорт-листе GM. Но кто составлял ей компанию и чем не устроил концерн, Горски не уточнил.
По словам руководителя блока «Автокредитование» Альфа-банка Сергея Силантьева, специальных продуктов для проекта «Альфы» и GM пока не создано. Но и банк, и концерн готовы идти на финансовые уступки ради завоевания рынка. Причем работать по всем принадлежащим GM брендам.
Горски не стал оценивать, как партнерство с «Альфой» может повлиять на продажи автомобилей GM. «Хорошая программа автокредитования может увеличить продажи на 10—20%», — говорит Горски. В «Альфе» же надеются благодаря партнерству с GM в следующем году войти в число 10 крупнейших российских банков на рынке автокредитов, увеличив свой портфель в пять раз с текущих $110 млн.
«Когда автопроизводитель запускает спецпрограмму, то большинство машин продается по ней», — говорит предправления «Межпромбанка плюс» Игорь Лысенко. Но, как правило, такие соглашения временные, считает он, и ущерба бизнесу других банков не наносят. А идеальны такие соглашения для завоевания места под солнцем. «Когда мы работали с компанией Ford, около 30% кредитов банк выдавал на покупку автомобилей компании, но доходность по ним была существенно ниже, чем по другим автокредитам, и мы отказались от такого сотрудничества», — рассказал Лысенко.
Если GM будет проводить мероприятия для дилеров, то их союз может оказаться весьма успешным, считает начальник управления розничных продуктов и услуг Международного московского банка Алексей Аксенов. Не на самого производителя, а на дилеров делает ставку Бинбанк. По словам директора департамента маркетинга Бинбанка Михаила Ханова, за два года работы в регионах банк заключил более 10 спецсоглашений с официальными дилерами.
У ММБ соглашение с Renault Credit International Banque (RCI Banque) — официальным банком альянса Renault — Nissan. По словам Аксенова, только по этой программе (ставки опускались до 2,9% годовых против 10% в среднем по рынку) за 4,5 месяца ММБ выдал более $100 млн автокредитов — это 40—45% от прироста всего портфеля.
Cейчас у GM нет специальных программ и ее появление — «хорошая новость», радуется Елена Пудова, начальник кредитного отдела дилера GM — компании Auto United Group. Совладелец компании Genser Игорь Пономарев говорит, что пока компания не определилась, будет ли работать с Альфа-банком. Но надеется, что другие банки сделают свои условия более доступными. Этого же ожидает директор по продажам автодилера «Кларус Трейдинг» Юрий Соловьев.
По итогам полугодия Альфа-банк оценивал активы в $12,3 млрд и капитал в $1 млрд. По оценке банка, на начало года объем рынка автокредитов составлял $4,5 млрд.
General Motors — крупнейший автопроизводитель в мире. В 2005 г. продал 9,17 млн автомобилей. В России — 76 578 (из них 51 806 — СП «GM — АвтоВАЗ»), 3-е место.
Евгения ВАТАМАНЮК, Анна БАРАУЛИНА, Глеб СТОЛЯРОВ