Вчера вслед за решением Еврокомиссии совет министров финансов Евросоюза одобрил создание в 2011 году четырех панъевропейских органов финансового контроля в сфере регулирования системных рисков, банковского сектора, страхования и пенсионного обеспечения и рынка ценных бумаг. Голосование Европарламента о создании «мегарегуляторов» состоится в последнюю неделю сентября 2010 года.
Финансовый кризис заставил Евросоюз запустить масштабную реформу финансового контроля, главной целью которой стало создание наднациональных надзорных органов. В прошедший четверг представители Еврокомиссии (ЕК), стран-членов ЕС и Европарламента одобрили принципиальную конструкцию регуляторов, за которую вчера проголосовали министры финансов ЕС. Министры финансов одобрили и изменение правил в бюджетной сфере, которые предоставляют ЕК возможность выносить вердикт по проектам трехлетних бюджетов стран ЕС, но не предусматривают санкций за превышение трехпроцентного лимита бюджетного дефицита.
Панъевропейская система финансового контроля будет состоять из четырех органов: Европейского совета по системным рискам (European Systemic Risk Board, ESRB); Европейской банковской организации (European Banking Authority, EBA); Европейской организации страхования и пенсионного обеспечения (European Insurance and Occupational Pensions Authority, EIOPA) и Европейской организации по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA). «ESRB будет ответственен за макрориски, которые касаются стабильности финансовой системы в целом, тогда как надзорные органы будут ответственны за риски на отдельных рынках»,— говорится в сообщении ЕК. Как отмечает агентство Reuters, не в пример обычной практике ЕС штаб-квартиры новых органов будут рассредоточены в разных странах: банковский регулятор будет базироваться в Лондоне, регулятор рынка ценных бумаг — в Париже, а страхования и пенсионного обеспечения — во Франкфурте, что в ЕК объясняют существованием там необходимой инфраструктуры.
Между тем окончательные полномочия наднациональных регулирующих органов пока окончательно не определены и будут формироваться в течение трех ближайших лет по мере развертывания финансовой реформы в ЕС. «Пока есть только скелет, на который будет нанизываться мясо»,— пояснил Reuters один из европейских чиновников, принимавших участие в голосовании. Против наделения их полномочиями, превышающими полномочия национальных надзорных органов, резче всего выступали представители Германии и Великобритании. «Регуляторы будут своеобразными сторожевыми башнями и экранами радаров, которые необходимы для идентификации рисков, лучшего контроля за участниками сектора и координации действия остальных властей»,— заявил в итоге еврокомиссар по внутренней торговле Мишель Барнье. Пока предполагается, что панъевропейские регуляторы смогут принимать решения, которые «напрямую касаются отдельных финансовых институтов», в случае если существуют разногласия между национальными органами, в случае отсутствия регулирования и «чрезвычайного положения», которое может объявляться только отдельной страной ЕС. Также наднациональные органы смогут «временно прекратить или ограничить негативную финансовую деятельность продуктов, которые уже покрываются специфическим финансовым законодательством или в случае чрезвычайного положения».
Голосование Европарламента по вопросу финрегуляторов намечено на последнюю неделю сентября 2010 года. В случае одобрения решения система будет запущена в январе 2011 года.
Алексей ШАПОВАЛОВ