Надзорные органы еще на шаг приблизились к уничтожению банковской тайны в России. Сегодня Госдума в первом чтении приняла законопроект, дающий доступ службе финансово-бюджетного надзора, налоговикам и таможенникам к сведениям об операциях клиентов, составляющих банковскую тайну.
Правительственный законопроект, скорее всего, не решит проблемы с нарушением валютного законодательства, зато поможет уничтожить банковскую тайну. Я его не поддерживаю, вопрос о банковской тайне — принципиальный. Нельзя расширять перечень организаций, имеющих доступ к этой тайне без достаточного для этого основания.
Росфиннадзор, ФНС и ФТС хотят получать от банков информацию по валютным счетам и операциям клиентов при расследовании административных дел по нарушению валютного законодательства. Сейчас банки предоставляют органам информацию в рамках возбужденных уголовных дел, а в остальных случаях, как правило, отказывают, ссылаясь на банковскую тайну. Если законопроект примут, то фактически без возбуждения уголовного дела в руках надзорных органов окажется информация, связанная с открытием счетов, проведением валютных операций, документы на ввоз и вывоз из страны товаров, валюты и ценных бумаг.
Все это не пойдет на пользу финансовой системе страны. Одно дело, если заведено уголовное дело и есть соответствующая информация на определенных лиц, нарушающих законодательство, в том числе валютное. Если уголовного дела нет и есть только подозрения, то, конечно, банки предоставлять информацию не должны. Банковская тайна — это одно из оснований, на котором держится сильная и стабильная банковская система. Швейцария стала одной из самых развитых стран благодаря сохранению банковской тайны и не зря даже теперь, после требований других стран выдать налоговых уклонистов, отказываться от нее не собирается.
Что будет, если количество структур, имеющих доступ к банковской тайне под самыми разными предлогами, вырастет, легко предсказать. Клиенты просто будут выбирать другие юрисдикции для проведения своих операций. Те, кто занимаются серым импортом, нелегально выводят деньги за границу, нарушая таким образом валютное законодательство, используют проводки через так называемые фирмы-однодневки. Вот где давно уже пора бы навести порядок. У нас фирма, имеющая капитал в 10 000 руб. и зарегистрированная вчера, может осуществлять операции по переводу любых сумм за границу без всяких ограничений. Но однодневки от нового закона как раз и не пострадают.
Зато многие добросовестные предприниматели после принятия этого закона будут опасаться работать в рамках российской банковской системы. Потому что часто, к сожалению, силовые структуры используются не для того чтобы наводить порядок, а для того чтобы решать конкурентные задачи частных фирм. Ситуации, когда силовики устраивают «маски-шоу» с выемкой документов в связи с операциями клиентов, нередки и всем известны. В этих случаях сразу же начинают распространяться слухи о том, что дела у банка идут неважно, хотя выемка касается не самого банка, а его клиента. Нет, чтобы просто запросить информацию, раз уж уголовное дело возбуждено, — в этом случае банки никогда не откажут, потому что дорожат своей репутацией и своим положением на рынке. Банки заинтересованы в том, чтобы сохранить свой бизнес и всегда пойдут силовым органам навстречу, если требования по предоставлению информации обоснованны.
Анатолий АКСАКОВ