Федеральная служба судебных приставов (ФССП) изыскивает все более нестандартные способы борьбы с должниками. Их ловят в социальных сетях — «Одноклассниках» и «В контакте», выявляют в базах данных ГИБДД и налоговых органов, вычисляют среди абонентов телефонных компаний. Тем не менее число должников-алиментщиков в России выросло за год в пять раз. Об этом сообщили вчера судебные приставы, которые применяют сегодня самые экзотичные способы изъятия имущества неплательщиков. Аресту с последующей реализацией подлежат не только автомобили, банковские счета, недвижимость и т. п., но и собаки, попугаи, страусы и даже аквариумные рыбки.
По данным ФССП, в России за семь месяцев текущего года произошел пятикратный рост количества неплательщиков алиментов. «Если за аналогичный период прошлого года их было 2361, то в этом году их уже 12 742», — сообщил журналистам вчера начальник управления организации работы по реализации имущества должников ФССП Геннадий Иванов. В его понимании злостный алиментщик ничуть не лучше вора или грабителя. Поэтому невыполнение алиментных обязательств чиновник предлагает рассматривать как тяжкое преступление. «Получается так, что алиментщики не платят, и пособия детям выплачивает государство. Это, по сути, преступление против государства, то есть тяжкое», — заявил Иванов.
Строительство в Приморье скоростной железной дороги может не окупиться
Впрочем, по действующему законодательству уголовная ответственность для горе-родителей не предусмотрена. Прорехи в правовом поле приходится восполнять судебным приставам, разыскивая должников всеми доступными способами. Иванов раскрыл свежую статистику — за семь месяцев 2010 года работники ФССП разыскали почти 9 тыс. автомобилей должников. Прогресс достигнут, в том числе благодаря сотрудничеству с автосалонами и сервисными центрами, которые ради сохранения бизнеса легко сдают своих клиентов. «Мы активно работаем со станциями техобслуживания, автосалонами. Если это серьезная дилерская и сервисная сеть, то у них есть служба безопасности, которая не заинтересована в конфликтах. Если они потеряют статус, то они потеряют лицензию дилера. Поэтому здесь тоже есть их интерес», — пояснил Иванов.
Другой эффективный способ розыска транспортных средств должников — использование аппаратно-программных комплексов «Поток-Д». Эта система с помощью специальных камер, установленных на трассах, помогает определить, находится ли в розыске машина. Кроме того, автомобили должников разыскиваются через Интернет. «С целью установления должников территориальными органами ФССП используется информация, размещенная в сети Интернет. Порой введение в поисковом разделе фамилии, имени и даты рождения должника помогает нам в поиске», — с гордостью сообщил Иванов.
Этим репрессивные возможности ФССП по отношению к злостным неплательщикам алиментов и другим должникам не исчерпываются. Арсенал судебных приставов существенно расширили поправки в законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Теперь у ФССП появилась возможность получать персональные данные о гражданах благодаря сбору информации о приобретении должниками авиа- и железнодорожных билетов, анализу административной практики по нарушениям правил дорожного движения.
Последние годы судебные приставы активно проникают во Всемирную паутину, в частности, ищут своих фигурантов в «Одноклассниках», «В контакте» и других социальных сетях. Интернет используется и как доска позора для неплательщиков алиментов, объявленных в розыск. Служба судебных приставов по Северной Осетии пытается пробудить совесть должников, вывешивая их фотографии на рекламных щитах Владикавказа.
Не менее эффективным способом пробуждения совести у должников оказывается арест имущества или запрет на выезд за границу. За первые шесть месяцев текущего года органы ФССП вынесли около 140 тыс. постановлений об ограничении права выезда за границу россиян, обремененных долгами.
Испорченный отпуск, арестованный автомобиль, как выясняется, не самая болезненная потеря. За неоплаченный долг сегодня можно лишиться самого близкого друга — собаки, кошки, попугая. А башкирские судебные приставы
Столь же прагматично поступают судебные приставы и с домашним скотом. Например, в Ставрополье арестовали имущество одного из сельхозкооперативов, задолжавшего банку более 26 млн. руб., — 48 единиц техники, сельскохозяйственные животные (как товары в обороте), подлежащие индивидуальному учету коровы и овцы. В другом регионе арест наложили на страусиную ферму.
В практике ФССП встречаются решения, от которых в принципе могут пострадать невинные люди. Так, несколько месяцев назад в Челябинске приставы наложили арест на 500 муниципальных автобусов, после того как долги компании превысили 50 млн. руб. К счастью для горожан, автобусы все-таки остались на маршрутах, и транспортного коллапса в областном центре не случилось.
Игорь НАУМОВ