Для 63% человек, получавших заем на приобретение автомобиля, решающим фактором при выборе банка стала кредитная ставка. Впрочем, и цена автомобиля пока тоже определяет предпочтения покупателей: 56% из них ориентировалось именно на нее.
Но в банках уверены, что уже через несколько лет цена автомобиля и ставка по кредиту будут важными факторами далеко не для всех.
Страхование не в фаворе
«Предполагаемый срок кредита и размер первоначального взноса являются факторами, определяющими возможность клиента купить выбранный им автомобиль»,— говорят авторы исследования рынка автокредитования, проведенного Альфа-банком. К примеру, пока лишь 4% покупателей машин интересуются стоимостью ее страховки при оформлении в кредит, а тех, кого волнует наличие в салоне нескольких аккредитованных автостраховщиков, вообще не оказалось в списке. «Люди привыкли к тому, что выбор страховых программ при покупке в кредит невелик»,— говорит начальник отдела департамента продаж розничных кредитов Юниаструм банка Алексей Шиманский. «Либо страховая компания является аффилированной структурой банка, либо по некоторым предложениям действуют спецпрограммы, и
Свою роль в развитии сотрудничества банков и страховщиков играет также интерес антимонопольной службы к тем банкам, у которых перечень партнеров-страховщиков ограничен одной аффилированной компанией»,— говорит начальник отдела автокредитования Банка Москвы Анна Боговалова.
Заемщики настоящие и будущие
Изучение доходов заемщиков в Москве и регионах показало, что автокредит постепенно становится нормой жизни для жителей столицы. Все больше обеспеченных людей предпочитают брать кредит на машину, чтобы не извлекать единовременно солидную сумму из семейного бюджета. В регионах стремление зажиточных клиентов оформить машину в кредит в два раза меньше — видимо, до сих пор кредит там воспринимается не как удобство, а как возможность хоть
Второй сегмент роста- люди с невысокими доходами (до $1 тыс. в месяц). В регионах таких клиентов по автокредитованию — до 40%, в Москве — лишь 25%. Эта категория покупает либо отечественные машины, либо подержанные иномарки. И хотя продажи подержанных иномарок сократились в 1,6 раза — с 162 тыс. штук за первое полугодие прошлого года до 103 тыс. за тот же период нынешнего, в банках ожидают роста кредитования для покупки таких автомобилей. «На настоящий момент уже складывается тенденция покупки автомобилей с пробегом»,— говорит Алексей Шиманский. Часто новые машины заказаны на несколько месяцев. При этом автомобилей, привезенных изза границы
«Банку выгодно диверсифицировать кредитные портфели как за счет кредитов на новые машины, так и на подержанные»,— говорит президент-председатель правления Первого республиканского банка Юрий Прыгаев. Кредиты на подержанные автомобили более дороги для заемщиков, поскольку при такой услуге возрастает банковский риск, связанный с самим приобретаемым автомобилем. Ведь объективно оценить состояние подержанного автомобиля очень сложно. А кредитование приобретения нового является менее выгодным для банка, поскольку все брэндовые автосалоны заинтересованы в получении кредитов своими покупателями по более низким ставкам, рассказывает эксперт. Кроме того, размеры кредитов на приобретение новых автомобилей, как правило, больше, нежели на покупку подержанных. И если, например, несколько крупных дебиторов просрочат выплаты, то банку будет сложнее возместить эти средства, чем ресурсы, размещенные в нескольких мелких кредитах. В итоге высокорисковые и дорогие кредиты банков на подержанные автомобили уравновешиваются кредитами на приобретение новых, экспресс-кредитами и программами кредитования с нулевыми взносами и без страховок. «Средний размер автокредита растет примерно на 5% в год и составляет на сегодня около $11 тыс.»,— говорит руководитель блока «Автокредитование» Альфа-банка Сергей Силантьев. По его словам, автокредитование затрагивает и сегмент менее обеспеченных клиентов, делая доступным приобретение ими более дорогого автомобиля.
Банки выбирают разные стратегии работы по программе автокредитования. «Наиболее сильная конкуренция между банками в части автокредитования существует в сегменте новых иностранных автомобилей, при этом в сегменте подержанных до сих пор существует дефицит качественной программы автокредитования. При правильном управлении рисками можно извлекать выгоду в любом из сегментов рынка автокредитования»,— считает Силантьев.
Елена ХУТОРНЫХ