Автокредитование растет в два раза быстрее, чем продажи автомобилей, и это не предел. Сейчас в России только 26% автомобилей покупают в кредит, в то время как в США на заемные средства приобретается 90%, а в Европе 70—80% машин.
Такие выводы содержит исследование Альфа-банка, посвященное рынку автокредитования. Факторами роста в будущем, по мнению банкиров, станут займы на приобретение подержанных автомобилей и предоставление кредитов клиентам с высокими доходами.
Продажи автомобилей в России в последнее время увеличиваются за счет роста реализации новых иномарок, как ввезенных в страну, так и выпущенных на российских заводах. В первом полугодии 2006 года рост продаж российских машин был нулевым (386 тыс. штук по сравнению с 383 тыс. за тот же период прошлого года). При этом новых иномарок, ввезенных в страну, было продано в 1,6 раза больше (197 тыс. штук в первом полугодии 2005 года и 318 тыс.— за тот же период нынешнего года). Продажи новых иномарок, производимых в России, выросли за тот же промежуток времени с 73 тыс. до 102 тыс. штук. Автомобили иностранного производства стали доступнее по цене отчасти за счет выпуска некоторых моделей в России: средняя стоимость иномарок, продаваемых на российском рынке, снизилась с $25 тыс. до $20 тыс.
Общая сумма продаж автомобилей за первое полугодие 2006 года составила $12,1 млрд ($10,7 млрд за тот же период прошлого года), что, по мнению авторов исследования, оказалось выше прогнозов, сделанных в прошлом году.
«Очевидно, к этому не были готовы и автопроизводители. Борьбы за клиента нет, дилеры, по сути, занимаются оформлением автомобилей в собственность»,— утверждают авторы исследования. Это оборачивается проблемами для желающих купить машину нужной марки: срок ожидания на некоторые модели уже перевалил за год. Например, Honda Civic, Suzuki Grand Vitara и Suzuki SX4 нужно ждать не менее 12 месяцев, Audi Q7 — семь месяцев, почти столько же — Ford Focus. По полгода ждать новых машин приходится желающим купить Hyundai Getz, Toyota Camry, Toyota RAV4, Mazda 3. И это еще не предел, поскольку, как уверяют банкиры, продажи автомобилей будут только расти, и в большей степени — за счет оформления автомобилей в кредит.
Сейчас более 250 банков в России предлагают услуги автокредитования. «Темпы роста этого рынка существенно превышают рост продаж автомобилей»,— говорится в исследовании. Если продажи автомобилей за 2006 год (по прогнозам) вырастут на 19% по сравнению с прошлым годом, то продажи в кредит — на 40%, и потенциал роста этого рынка далеко не исчерпан. По информации авторов исследования, в России проникновение автокредитов (то есть процент машин, приобретаемых при помощи банка) составляет всего 26%, в то время как на рынке США в кредит покупают до 90% машин, в Европе — 70—80%. Пока Россия не дотягивает даже до Турции, где 60% купленных машин оформляются в кредит.
«Предположительно совокупный рост продаж автомобилей в 2007 году составит не менее 20%, при этом доля российских и ввозимых подержанных автомобилей иностранного производства будет падать, а новых иномарок — быстро расти»,— прогнозирует руководитель блока «Автокредитование» Альфа-банка Сергей Силантьев. Он считает, что при общем росте рынка продаж автомобилей и растущей доле автомобилей, продаваемых в кредит, в 2007 году по-прежнему будет существовать хорошая возможность для выхода новых игроков на рынок. В процентном выражении доля продаж автомобилей в кредит за ближайшие два года при сохранении существующих темпов роста вырастет до 40—45% от всех продаваемых автомобилей, а насыщение рынка, считает Силантьев, происходит при уровне, превышающем 80%.
«Следующий год для рынка автокредитования будет не хуже этого. Мы ожидаем и некоторого роста»,— говорит начальник отдела автокредитования Банка Москвы Анна Боговалова. Она напоминает, что о желании прийти в Россию заявили банки, работающие с крупнейшими западными автопроизводителями. Но на открытие в России бизнеса им понадобится время.
«Возможно, что с приходом «своих» банков автопроизводители не будут столь охотно заключать эксклюзивные договоры с российскими банками. Но сейчас это вполне возможно»,— полагает она.
«Когда продажи автомобилей только запускались в массовом формате, продажи автомобилей в кредит составляли в среднем 10—20%»,— вспоминает президент-председатель правления Первого республиканского банка Юрий Прыгаев. По его словам, сейчас на всем рынке темпы роста продаж автомобилей немногоснижаются. Например,
Правда, спрос на банковские программы кредитования автодилеров может в результате сократиться.
Елена ХУТОРНЫХ