В прошлом году в кредит было куплено 15% всех мобильных телефонов в России, а в этом таких покупок будет 22%, подсчитали эксперты MForum Analytics. Правда, покупать трубку в кредит — дело невыгодное: кредитная ставка на этот товар — около 30% годовых, причем за время, пока человек выплачивает кредит, модель телефона может подешеветь на треть. Но покупателей это мало волнует — им хочется поскорее заполучить приглянувшуюся новинку, уверяют продавцы телефонов.
«Больше всего телефонов в кредит берут в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре», — рассказывает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. А представители дистрибуторских компаний отмечают, что жители регионов приобретают трубки в кредит даже чаще, чем москвичи. Например, у Dixis доля телефонов, продающихся в кредит, в Москве не превышает 5%, а в Красноярском крае доходит до 30%. У «Связного» в Москве в кредит продается 10% телефонов, а средний показатель по салонам этой сети — 20%. В этом году, по словам Деева, средняя цена кредитного телефона составит более $260, что на 36—37% выше средней стоимости трубки, которую оплачивают сразу.
По словам руководителя отдела по связям с общественностью «Связного» Елены Ноготковой, телефоны в кредит предпочитают брать молодежь и люди с невысоким уровнем дохода. А руководитель отдела по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева добавляет, что кредитом пользуются и покупатели со средним уровнем дохода, имеющие возможность приобрести дорогую модель телефона. «Но они предпочитают не сразу оплачивать всю сумму, а отдавать по частям», — поясняет Москалева.
По оценке Деева, в 2007 г. рынок кредитных телефонов продолжит расти, в денежном выражении по отношению к 2006 г. он увеличится примерно на 30—45%. «Кредитование — один из драйверов роста рынка сотовых трубок ", — говорит Деев. «Потребительское кредитование стало катализатором развития рынка мобильных телефонов на определенном этапе развития: продажи активно росли несколько лет подряд», — согласен пресс-секретарь сети салонов мобильной связи Divizion Очир Манджиков.
Главный минус покупки трубки в кредит — высокая эффективная ставка кредитования, которая в большинстве случаев превышает 30% годовых, а в некоторых кредитных программах достигает 55—60% годовых, говорит Деев. Представитель пресс-службы банка Home Credit, одного из крупнейших участников российского рынка потребительского кредитования, объясняет это тем, что мобильные телефоны — товар с высокими кредитными рисками. Телефоны невелики по размеру и очень ликвидны, говорит он. В портфеле проблемных потребительских кредитов агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», выкупающего проблемные долги банков, 32% займов были выданы как раз на покупку мобильников, 20% — ноутбуков и оргтехники, 13% — бытовой техники. В будущем кредитная ставка может быть незначительно снижена, но для этого банк должен быть уверен в заемщике, говорит представитель Home Credit. Например, банк может предложить более низкую процентную ставку постоянному клиенту или покупателю с хорошей кредитной историей.
Покупателю невыгодно брать телефон в кредит еще и потому, что сотовые трубки быстро устаревают: за первые шесть месяцев продаж их стоимость снижается на 15—30%, продолжает Деев. В результате к моменту погашения стандартного полугодового потребительского кредита покупатель выплачивает 120—130% от первоначальной стоимости телефона, а розничная цена модели, которую он приобрел в кредит, уже составляет всего 70—85% от первоначальной. «Популярность кредитных трубок очень проста: для многих покупателей представляет интерес именно новая модель телефона, а через несколько месяцев эта же модель будет не столь привлекательна», — объясняет Ноготкова. «Российские потребители не привыкли ждать, они хотят дорогие новинки чуть ли не в самый первый день продаж», — соглашается Манджиков. А пресс-секретарь «Евросети» Татьяна Гуляева добавляет, что часть покупателей берут кредитные телефоны в подарок. Кроме того, по словам Москалевой, очень многие потребители просто не обращают внимания на процентные ставки банков.
Dixis развернулась на волге
Сеть сотовых салонов Dixis купила 56 магазинов «Связар» в Самарской, Саратовской, Пензенской и Оренбургской областях. Ранее под контроль Dixis перешли шесть магазинов этой сети в Санкт-Петербурге. В I квартале 2007 г. Dixis намерена перевести салоны «Связар» под свой бренд. После этого собственная розничная сеть Dixis в Приволжском федеральном округе будет насчитывать 182 магазина.
По данным MForum Analytics, в 2005 г. в кредит было продано 5 млн мобильных телефонов, или примерно 15% от общего числа реализованных трубок. В денежном выражении доля кредитных мобильников оказалась еще более высокой — 20% от объема продаж, или $1,1 млрд. В 2006 г., по прогнозам экспертов MForum Analytics, количество телефонов, купленных в кредит, увеличится на 30% по сравнению с 2005 г. до 6,5 млн шт. (22% от общего числа проданных моделей). А в денежном выражении общая стоимость таких мобильников вырастет на 55% до 1,7 млрд (36% от общей стоимости проданных мобильников).
Юлия БЕЛОУС