Конференция «Москва — международный финансовый центр, рубль — резервная валюта: реалии и перспективы» стала разочарованием для архитекторов мирового финансового центра в России. Поддержать начинание российских властей готов Международный валютный фонд, а вот профессиональные инвесторы нового центра пока в упор не видят. Несогласных с этой точкой зрения отсылают в Латинскую Америку.
Экономисты готовы с легкостью оценить шансы Москвы на членство в клубе финансовых центров. Старший экономист Еврокомиссии по России и Белоруссии Луцио Винас де Суза вчера легко приводил цифры по памяти: «Российский финансовый рынок — большой, но в масштабах мира — средний. Это 10% рынка США, 20% — КНР, 40% — Японии, 50% — Великобритании, он примерно равен южнокорейскому и южноафриканскому». В Давосе, куда российская элита любит ездить для обсуждения глобальных вопросов, считают, что Москве надо для начала догнать материковый Китай и Гонконг.
Профессиональные инвесторы высказывались прямолинейнее. «Я знаю только два международных финансовых центра: Нью-Йорк и Лондон», — заявил на конференции генеральный директор Barclays Capital Ханс Йорг Рудлофф. На вопрос, как стать финансовым центром, у него есть быстрый ответ: не пытайтесь. Этот пассаж в зале встретили смехом. «Роль международного финансового центра — привести капитал туда, где есть инвесторы, и привести инвесторов туда, где есть капитал. Это невозможно в другом месте, кроме Нью-Йорка и Лондона», — продолжал
К обеду конференция уже не походила на слет оптимистов под кремлевскими стенами (мероприятие проходило в «Национале»). Успокоить собравшихся попытался глава постоянного представительства МВФ в России Одд Пер Брекк. Он бегло перечислил условия для успешного движения к цели: конвертируемая валюта, ее широкое использование в международных расчетах, стабильно низкая инфляция, развитая финансовая и банковская системы и «здоровая» макроэкономическая политика. И подытожил, что путь Москвой проделан большой, но строительство финансового центра «постепенный процесс». Все-таки инфляция пока высокая и финансовой системе еще есть куда расти.
Это не значит, что никто за рубежом не верит в серьезность намерений российского правительства. «Стремиться к созданию МФЦ в Москве нужно, потому что это улучшит финансовый климат. Но пока шаги, которые предпринимаются, скорее направлены на популяризацию идеи МФЦ и создание благоприятного имиджа России и Москвы в глазах иностранных инвесторов. А упор только на это вряд ли принесет ожидаемый результат», — говорит главный экономист банка HSBC по России и СНГ Александр Морозов. Сложно стать новым центром, если есть трудности с развитием коммуникаций и инфраструктуры для комфортной работа бизнеса.
Чиновники, ответственные за финансовый проект, согласны, что впереди еще много работы. «Мы выполняем соответствующие решения президента и премьер-министра. Есть концепция, планы по созданию условий для формирования финансового центра в России. Программа утверждена правительством еще в 2009 году № 911-р, с которой можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития. Есть планы, есть работа, и она ведется в соответствии с этими планами и решениями, которые принимают президент и правительство», — говорит Дмитрий Скрипичников, замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития.
«Финансовый центр в России создавать надо: если Москва им и не станет, изменения, которые произойдут в экономике, будут полезны для инвестклимата и развития финансовых рынков. Это же активизирует борьбу за потоки капитала на международном рынке, — говорит главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик. — Думаю, что в обозримом будущем в России возможно лишь создание регионального финансового центра для ближнего зарубежья. И ближайшие пять лет России предстоит доказывать свое право на борьбу за это звание». Тем более что правительство постоянно вынуждено выбирать: или бороться с последствиями кризиса, или работать на перспективу. Да и история пока не на стороне Москвы как финцентра.
«Создание МФЦ в Лондоне или Сингапуре было процессом эволюционным, поэтому работой какой-либо спецкомиссии его создать невозможно. Необходимы хотя бы некоторые макроэкономические условия: валюта должна быть предсказуемой, низкая инфляция, отсутствие вмешательства регулятора в курсообразование валюты, бюджетная политика, не допускающая лишних рисков, и многое другое», — уверен старший экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. Нужно время для административной перестройки и для того, чтобы «накопить жирок». «Пока же в нашей финансовой системе порядка 540 млрд долл., из которых треть — бумажные деньги у населения, — говорит
Екатерина БЕЛКИНА, Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ