За два года кризис то объявляли закончившимся, то ждали второй волны, то говорили о затянувшейся стабилизации. В самом деле расслабиться все никак не удается. Только вроде финансовые дела в мире и у нас начинают идти на лад — так то дубайский дефолт случается, то европейский долговой кризис, то в России аномальная жара с засухой и пожарами.
Теперь и сами экономисты уже не могут толком сказать, по какому сценарию пойдут события дальше — V-образному (спад — потом восстановление), W- образному (спад — восстановление — опять спад — и так несколько раз) или L-образному (спад — а потом затяжная стагнация
Что же в результате изменилось за эти два года?
Инфляция
Обычно кризис способствует снижению темпов роста цен и, соответственно, темпов инфляции. Доходы-то падают, люди затягивают пояса — соответственно, и ценам разгоняться не с чего. В 2009-м и первой половине 2010 года инфляция в России — во всяком случае по данным официальной статистики — действительно была рекордно низкой. Если за 2008 год набежало 13,3%, то в 2010-м — до засухи и пожаров — ожидали уложиться в 6%, а то и меньше. Аномальное лето, однако, сильно нарушило финансовые планы правительства и Центробанка. Теперь погорельцам надо помогать и спасать сельское хозяйство — это затраты из бюджета. Итого, по осторожным оценкам экспертов, инфляция к концу года может набрать 7,5—8%.
Куда движется инфляция, нынче не заметить сложно. В некоторых московских магазинах стоимость 900-граммовой пачки гречки уже перевалила за 80 рублей. А как следует из доклада Росстата за август, в целом по России эта ставшая вдруг дефицитной крупа подорожала на 31,4%. Цены на муку за тот же месяц поднялись на 10,8%, на молоко — на 4,1%.
Представители Минэкономразвития уже неоднократно заявляли, что продовольствия в стране достаточно, рост цен объясняется спекуляцией.
— У нас есть все возможности обойтись без какого-либо регулирования цен, — заявил на днях помощник президента Аркадий Дворкович. И пояснил, что регулирование цен может привести к дефициту.
Вот и сами скажите: это у нас кризис или как?
Доллар, евро и рубль
Пожалуй, один из наиболее заметных результатов двух последних лет — окончательно исчезла ясность в том, какая валюта надежнее и в чем же все-таки хранить сбережения. Под влиянием кризиса мы побежали было по привычке менять рубли на доллары, но… «зеленый» тоже начало лихорадить, а финансисты заговорили о том, что американская валюта доживает практически последние дни. Доллар все-таки выжил, зато уже в этом году пришлось разувериться в евро — оказывается, и в еврозоне не все хорошо с экономикой и финансами. Рубль тоже не стоит на месте — то курс туда, то сюда. И, пожалуй, единственный четкий прогноз экспертов, который сбывается, — про «высокую волативность на рынке». Это когда курсы постоянно меняют направление: то растут, то падают.
Впрочем, говорить о каких-то уж очень крутых прыжках рубля — наподобие того обвала, что имел место в памятном многим 1998 году, — сейчас не приходится. Растет или падает наша валюта достаточно плавно.
— Эпоха валютных спекулянтов на нашем рынке завершилась, — заявил недавно первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев. — В последнее время курс рубля остается устойчивым даже без помощи Центробанка. Поэтому сейчас наша главная цель — снижать инфляцию и переводить курс рубля в свободное плавание.
Цены на нефть
Пожалуй, сейчас уже никого не надо убеждать в том, что от них в нашей экономике зависит многое. В частности, «плавание» рубля. Кризисные «страшилки» о падении цены барреля чуть ли не до 8 долларов так и не оправдались. Но и к докризисным ценам нефть не вернулась. Только доходят цены до рубежа в $80 за баррель, как тут же происходит откат. Короче, как выразился один российский экономист, ближайшие прогнозы не «ой», но и не «ах!».
Жилье
Тут тоже ситуация из серии «ни туда и ни сюда». Прогнозы о глобальном падении цен на жилье чуть ли не вдвое не оправдались. Да, в некоторых российских регионах квадратный метр нынче стоит даже ниже 30 тысяч рублей — только там и спроса на жилье особого нет. Вот, например, в Тольятти за кризисный период, крайне сложный для основного предприятия — АВТОВАЗа, — стоимость «квадрата» типового жилья упала почти до 25 тысяч. (Сейчас по мере улучшения дел у автогиганта она опять пошла вверх.)
Что касается Москвы, где спрос на жилье совсем уж не перевелся даже в худшие кризисные времена, то здесь средняя стоимость квадратного метра снизилась за кризис с более $6000 за квадратный метр (без учета элитного жилья) до $4000, потом увеличилась
— Хотя объемы рынка сейчас восстанавливаются, серьезного роста цен на жилье не будет, — прогнозирует экономист Геннадий Стерник, профессор Академии им. Плеханова. — Ведь так и не ясно, закончился кризис или нет.
— Возможности сильно вырасти у стоимости жилья нет. Но они и не упадут в силу ограниченности предложения, — считает Олег Репченко, глава аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». — В ближайшее время цены на квартиры ждет «болтанка»: несколько месяцев — вверх, потом — откат вниз. Слишком существенными такие колебания цен не будут — в пределах 1—2% в месяц.
Кто выиграл, кто проиграл
Как показывает большинство опросов, у россиян нет однозначного ответа на вопрос, пострадали ли они от кризиса. А главное, продолжают ли страдать.
В прошлом году, например, в большом выигрыше оказались те, кто был связан с фондовым рынком. После резкого падения в начале кризиса этот рынок начал расти как на дрожжах. Нынче, однако, рост сменился все той же «высокой волативностью» — котировки то растут, то падают. В общем, нет особых сверхдоходов.
В целом, как показывает один из опросов, проведенных социальной сетью для деловых людей Профессионалы.ру, в наибольшей степени пострадавшими от экономических неурядиц считают себя сотрудники банков (правда, сейчас у многих из них зарплаты почти вернулись), производственники, менеджеры компаний, связанных со строительством и недвижимостью. Несколько улучшились — по сравнению с началом кризиса — дела в рекламной сфере. Компании опять расширяют рекламные бюджеты, но все же не до прежних, докризисных, показателей.
Наиболее же стабильными оказались информационные технологии, госслужба, фармацевтика. Специалисты в области информационных технологий за последние два года в среднем даже улучшили свое финансовое положение — эта сфера, а особенно все, что связано с Интернетом, у нас сейчас переживает настоящий бум. И в самом деле в кризис развлечений стало меньше, ну куда еще податься, как не в Интернет?
Сравни
Что изменилось за два года
Доллар
11 сентября 2008 года* — 25,58 руб./$
7 cентября 2010—30,58 руб./$
Нефть
сентябрь 2008 — $80—95 за баррель
сентябрь 2010 — $72—76 за баррель
Индекс РТС
11 сентября 2008—1298 пунктов
7 сентября 2010—1450 пунктов
Средняя стоимость кв. м в Москве (без учета элитного жилья)
середина сентября 2008 — $6110
7 сентября 2010 — $4446
Число безработных в России
август 2008—4,5 млн. человек
август 2010—1,7 млн. человек
*День, когда было объявлено о банкротстве Lehman Brothers и который считается началом кризиса.
Елена АРАКЕЛЯН