Вчера крупнейшая международная система денежных переводов Western Union (WU) сообщила о назначении нового главы бизнеса в России и странах СНГ. Пришедший с аналогичной должности в платежной системе American Express Джонатан Кнаус будет «укреплять отношения с банками и продвигать программы повышения лояльности клиентов». Участники рынка отмечают, что если первое крайне желательно (в виде снижения тарифов), то выполнению второго препятствует специфика клиентуры WU.
В Western Union вчера отказались раскрыть причины увольнения предыдущего главы бизнеса компании в СНГ Курта Марса, сообщив лишь, что он уволился по собственному желанию. При этом, по словам источника, близкого к Western Union, одним из главных преимуществ Джонатана Кнауса, позволивших ему занять этот пост, стал его опыт работы на российском рынке в должности вице-президента American Express в России.
На новом месте работы Джонатан Кнаус займется, как следует из пресс-релиза, «внедрением программы поощрения лояльности клиентов и укреплением взаимоотношений с партнерами системы». По информации Ъ от источника, близкого к Western Union, имеется в виду внедрение в России карт Western Union Gold Card, предусматривающих различные бонусы и скидки для постоянных клиентов Western Union, а также активное расширение партнерской сети Western Union с целью усилить конкуренцию с «Почтой России» и Сбербанком.
В то же время участники рынка отмечают, что достижения Джонатана Кнауса на посту вице-президента AmEx по России не могут свидетельствовать об успешном опыте реализации подобных проектов. Именно в бытность его главой American Express в России AmEx заключил скандально известное соглашение с банком «Русский стандарт», наделяющее его эксклюзивным правом на эмиссию карт AmEx в России и вынуждающее все остальные банки работать с American Express в сегменте выпуска карт через «Русский стандарт». Ряд крупных банков (МДМ-банк, Банк Москвы, «Уралсиб», Газпромбанк и ВТБ) неоднократно обращались в AmEx с просьбой пересмотреть порядок работы на российском рынке, однако никаких положительных сдвигов не добились (см. Ъ от 1 апреля).
В самой Western Union считают, что смена руководства не приведет к изменению существующего курса развития системы, и не обещают радикальных изменений. Участники рынка тоже не прогнозируют существенных изменений в работе с Western Union в связи со сменой руководства. «Решения по работе в России принимаются не лично господином Кнаусом, а высшим руководством AmEx, поэтому я бы не стал подвергать сомнению его профессионализм и проводить аналоги Western Union с AmEx»,— говорит начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов.
Что касается обещанных новшеств, то участники рынка считают, что лучшее, что может быть сделано в этом направлении,— снижение тарифов, которые у Western Union одни из самых высоких на рынке. Правда, если они не будут снижены, соглашения о партнерстве тоже никто расторгать не будет. По словам господина Андрианова, у WU есть непревзойденные конкурентные преимущества — большая сеть и огромный опыт работы. Вместе с тем к реализации программ повышения клиентской лояльности участники рынка относятся более скептически. «Клиентура систем денежных переводов, состоящая по большей части из сезонных рабочих, часть которых находится в России незаконно,— неподходящий объект воздействия программ повышения лояльности,— говорит вице-президент МДМ-банка Анатолий Крайников.— Дополнительная фиксация информации где-либо о такой аудитории крайне нежелательна».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА