На утилизацию старых грузовиков и автобусов государство будет выделять от 50 тыс. до 250 тыс. рублей за машину в зависимости от класса, решила рабочая группа при Минпромторге. Но деньги на это в бюджет до сих пор не заложены.
Рабочая группа при Минпромторге согласовала положения программы утилизации грузовиков и автобусов, которая должна начаться с 2011 г., рассказали «Ведомостям» сотрудники двух компаний, участвующих в подготовке документа. Согласно выдержкам из презентации, где описаны правила утилизации (есть у «Ведомостей»), вся коммерческая техника будет разделена на четыре сегмента: легких коммерческих автомобилей (LCV), малого, среднего и большого класса, для каждого из которых будет свой размер утилизационной премии, от 50 000 до 250 000 руб. (см. таблицу). Чтобы стимул работал, премия должна составлять около 10—15% стоимости машины, объясняет сотрудник одной из компаний-производителей. Единственное исключение — тяжелые грузовики и большие автобусы, где размер скидки заметно ниже, но увеличить ее помешала ограниченность бюджета, добавил он.
Участвовать в программе смогут как физические, так и юридические лица, указывается в документе. Продаваться по сертификатам будут только машины российского производства — их перечень будет утвержден Минпромторгом. Минпромторг предлагает утилизировать LCV старше 10 лет, автобусы старше 15 лет, а грузовики старше 20 лет (для легковых автомобилей минимальный возраст — 10 лет). При этом грузовик или автобус должен находиться в собственности последнего владельца не менее трех месяцев (для легковых автомобилей — не меньше года). Еще одно отличие от программы утилизации легковых автомашин: Минпромторг будет выделять деньги не дилерам, а производителям, а уже те распределят их между дилерами. Для министерства мониторинг работы более 1000 дилеров оказался накладным, и оно решило переложить эту работу на автозаводы.
Представитель Минпромторга отказался от комментариев, отметив, что правила утилизации коммерческого транспорта еще в разработке и параметры могут измениться.
На программу до сих пор не заложены деньги в бюджете, говорят представители двух автопроизводителей и подтверждает чиновник Минфина. В начале июля министр экономразвития Эльвира Набиуллина говорила, что на программу потребуется 2—3 млрд руб. Предполагалось, что бюджет выделит около 3 млрд руб., но для того, чтобы эффект от утилизации был заметным, необходимо увеличить финансирование до 10 млрд руб., отмечает сотрудник одного из автозаводов.
На следующий год на утилизацию автотранспорта в бюджет заложено 13,5 млрд руб., но эти средства пойдут на программу легковых автомобилей, рассказывали «Ведомостям» чиновники Минфина и аппарата правительства. 8,5 млрд руб. — остатки средств на действующую программу, а 5 млрд руб. — дополнительные деньги, часть которых может быть потрачена и на субсидирование утилизации грузовиков, уточнил чиновник Минпромторга. Это маловероятно: вопрос о финансировании грузовой утилизации даже не обсуждался с Минфином, говорит чиновник этого ведомства.
Выиграют от введения новой программы отечественные производители, продукция которых гораздо дешевле, чем у иностранцев, отмечает аналитик «Атона» Юлий Матевосов. Программа должна подстегнуть продажи ЗиЛа, надеется представитель завода, но точных прогнозов не дает. Представитель «Камаза» от комментариев отказался.
Под программу могут попасть Volvo, Daimler, Scania, имеющие сборочные производства в России, но на них вряд ли придется больше 10% продаж, считает Матевосов. На продажах грузовиков Isuzu, которые собирает «Соллерс», программа также почти не скажется, продолжает эксперт: утилизационная премия по сравнению с ценой очень мала (представитель «Соллерса» от комментариев отказалась).
Зато программа может помочь производителям LCV. Такие автомобили попадают и под действующую программу, но она предназначена только для частных лиц и на продажи «Газелей» почти не повлияла, отмечает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Принятие программы, в которой будут участвовать и юрлица, окажет заметно больший эффект на продажи группы, ожидает она. Вырастет спрос и на Fiat Ducato производства «Соллерса», прогнозирует Матевосов.
Алексей НЕПОМНЯЩИЙ, Максим ТОВКАЙЛО, Алена ЧЕЧЕЛЬ