Сейчас значительно вырос спрос на услуги факторинга. Это связано с общим ростом объемов потребления и соответственно увеличением объема поставок. Но самое главное: фактически вдвое упала цена этого продукта. И причина не только в снижении стоимости фондирования.
— Как показал кризис, факторинг за счет своей быстрой оборачиваемости и диверсификации рисков является менее рискованным инструментом, нежели кредитование. Финансирование реального бизнеса, а не выдача кредитов под труднореализуемые залоги стало для многих крупных банков приоритетным направлением. Обладая дешевыми денежными ресурсами и испытывая избыточную ликвидность, банки начали активно вкладывать средства в финансирование по факторингу, причем ставки, с которыми они вышли на рынок, оказались беспрецедентно низкими. Кредиты банков «средней руки» оказались гораздо дороже стоимости факторингового обслуживания, хотя исторически факторинг всегда был более дорогой услугой, так как помимо финансирования клиенты получают и управление дебиторской задолженностью. Но таков рынок, и остальным участникам остается только реагировать на демпинг и также идти на снижение ставок, — комментирует ситуацию Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании.
Цена факторинга фактически снизилась вдвое. По признанию факторов, крупные компании могут получить финансирование под 8%. «Если год назад средняя эффективная ставка по привлечению факторинга держалась на уровне 25—30%, то сейчас наши клиенты рассматривают предложения со ставками на уровне 12—16% и ниже», — рассказывает руководитель службы маркетинга «ВТБ Факторинг» Владимир Ланев. Хотя многие предложения по этим ценам не имеют ничего общего с классическим факторингом, демпингующие банки предлагают, как правило, только чистое финансирование без управления задолженностью.
По экспертным оценкам, ставки больше опускаться не будут. «В 2010 году эта демпинговая гонка закончится, и в 2011-м уже пойдет речь о повышении дохода от факторинговых операций за счет наращивания дополнительных услуг, — считает исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний (АФК) Дмитрий Шевченко. — Дальше пришедшие на рынок банки либо начнут инвестировать в инфраструктуру, которая им поможет предоставлять дополнительные услуги, либо они дождутся момента, когда рынок кредитования будет окончательно разморожен и клиентов станут переводить с факторинга на какие-то стандартные кредитные продукты». По его мнению, «классические факторы» имеют запас прочности, чтобы эту демпинговую гонку выдержать и остаться на рынке. «Они как раз станут теми компаниями, в которые клиенты будут уходить не за псевдофакторинговым сервисом, а за полным спектром услуг», — полагает Дмитрий Шевченко.
Популярности факторингу добавил и новый закон о торговле. Там есть положение, ограничивающее расчет за поставки продуктов питания 10, 30 и 45 днями. «Факторинг помогает обойти эту норму, поскольку в факторинге не две стороны, а три, — рассказывают в АФК. — При факторинге поставщик продуктов питания получает финансирование за поставку не через 10—45 дней, а в течение 48 часов, он предоставил отгрузочные документы, их проверили и перечислили деньги за поставку. А фактор и покупатель договариваются о большей отсрочке платежа, чем прописано в законе».
Факторинговый бизнес набирает обороты с каждым месяцем. «Экономика восстанавливается после кризиса, почти все отрасли ожили, соответственно растет и доверие поставщиков к покупателям, многие возвращаются к отсрочке платежа», — отмечает Елена Гладких. В кризис факторы предпочитали работать с торговлей. «Торговые сети, генерирующие большой денежные поток, оказались самыми надежными дебиторами, в их платежеспособности не сомневались даже в кризис, — говорит Дмитрий Шевченко. — Торговые сети — это тренд кризиса. Как только кризис стал отступать, снова начала проявляться диверсификация клиентской базы». Теперь факторы говорят, что кризис им даже помог, поскольку в результате на факторинг при работе со своими поставщиками обратили внимание промышленные предприятия.
— Благодаря улучшению экономической ситуации и росту объемов производства по ряду отраслей в первом полугодии 2010 года мы расширили спектр финансируемых отраслей. Сегодня помимо поставщиков товаров народного потребления в числе клиентов — производители различного вида сырья и комплектующих, тары и упаковки, медицинских препаратов, ликероводочной продукции и даже поставщики услуг, — рассказывают в «ВТБ Факторинг».
Одновременно факторы отмечают улучшение платежной дисциплины дебиторов. «В кризис многие компании-покупатели во избежание проблем с поставками значительно повысили качество расчетов. По имеющейся статистике, настоящая платежная дисциплина дебиторов лучше, чем в 2007 году», — сообщает заместитель генерального директора «ТрансКредитФакторинг» Юрий Бабушкин.
Осенью — во время повышенного спроса на факторинг — ожидается не просто дальнейшее оживление рынка, а значительный рост. Объемы факторингового бизнеса традиционно удваиваются в сентябре — декабре. И этот год не станет исключением. «Учитывая, что у банков, которые занимаются факторингом, сейчас достаточно хорошая пассивная база и уже довольно большой спрос клиенты предъявляют на эту услугу, а кредитование еще не разморожено, думаем, что рынок во втором полугодии пойдет резко вверх. И поэтому мы даем такой прогноз — 502 млрд рублей по обороту. То есть факторинг фактически выходит на оборот 2008 года уже в этом году», — уверены в Ассоциации факторинговых компаний.
Статистика
Доля факторинга в ВВП по итогам первого полугодия — менее 0,5%, в обороте розничной торговли — 2,5%, оптовой торговли — 1,6%. Объем выплаченного финансирования — 132 млрд рублей. Факторингом воспользовались свыше 2700 компаний при расчетах с более чем 11 500 дебиторов. Всего за шесть месяцев 2010 года свыше 1,2 млн поставок товаров и услуг осуществлялись с использованием факторинга. В Москве сосредоточено 64% операций, в Санкт-Петербурге — 13%. На долю ЦФО (кроме столицы) и Приволжского федерального округа приходится по 6% оборота рынка. Доля Уральского федерального округа составляет 4%, Сибирского ФО — 3%, Южного ФО — 2%. Северо-Западный и Северо-Кавказский ФО — по 1%, менее процента — доля Дальневосточного федерального округа.
Ольга ЗАСЛАВСКАЯ