По поручению президента Совет Федерации подготовил и внес на рассмотрение заинтересованных ведомств законопроект, регламентирующий добычу золота на россыпных месторождениях индивидуальными предпринимателями.
По словам директора департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Мин природы России Дениса Храмова, этот документ предусматривает оптимальную схему взаимодействия государственных учреждений и физических лиц. Цель законопроекта не в том, чтобы помочь золотодобытчику организовать работу, а в том, чтобы упростить процедуру получения права на отработку таких залежей, потому что сейчас она очень громоздка и тяжела для исполнения. Принципиально, чтобы легальность золота, которое было получено человеком, не вызывала сомнений у государства.
Сейчас заниматься добычей золота в России могут только юридические лица. Тем не менее незаконная добыча золота в России, по данным Союза золото промышленников, составляет ежегодно от 15 до 20 т (около 10% легальной добычи), которое находится в теневом обороте, поддерживая неблагоприятную криминогенную обстановку. В отдаленных поселках частные лица ведут незаконную добычу золота, которое затем поступает в руки нелегальных скупщиков. По некоторым данным, каждый год только в Амурской области нелегально добывается около 150 кг золота. При этом большинство частных старателей — жители северных поселков, оставшиеся без работы и средств к существованию. Но по закону они являются преступниками, хотя на их деятельность местные власти часто закрывают глаза.
Между тем для некоторых удаленных регионов, где традиционно развивалась добыча золота, привлечение к золотодобыче индивидуалов — способ выживания. Это касается только месторождений, которые не представляют интереса для промышленной разработки, каких немало на Дальнем Востоке и в Сибири.
Инициатива снятия запрета на добычу золота частными лицами принадлежит губернатору Магаданской области Николаю Дудову. Именно на Колыме больше всего участков, где есть россыпное золото, но добывать его промышленным способом невыгодно.
Специалисты в области золотодобычи считают такое предложение резонным при условии, что физлицам будут выдаваться лицензии на разработку россыпных месторождений золота. По их мнению, физлица могут заниматься мелкими россыпными месторождениями золота с запасами до 10—15 кг. Что касается хвостохранилищ или недоосвоенных месторождений, то они недоступны индивидуальным предпринимателям, потому что требуют привлечения серьезной техники, а на россыпных месторождениях нужно минимум оборудования для того, чтобы мыть золото.
— Серьезной помощи отрасли индивидуальная золотодобыча не принесет, но для удаленных поселков, где люди остались без средств к существованию, это может быть хорошим вариантом, — считает замначальника \«Дальнедр\« Валерий Вологин. — Добыча драгметалла физлицами разрешена практически во всем мире, а в России система \«частного приносительства\» действовала в 1920-е годы, в военное время и в 1950-е годы. В годы войны использовалась \«боновая" система оплаты — люди, сдававшие золото, могли приобретать дефицитные товары. По мнению главы Магадан ской области, право определять порядок организации добычи и реализации физическими
лицами драгоценных металлов должен устанавливать субъект РФ, исходя из своего социально-экономического положения и действующего законодательства.
Эксперты полагают, что, поставив процесс частной золотодобычи на законные рельсы, государство сможет решить проблему нелегального оборота золота. Ведь, несмотря на запреты, оно добывается и перепродается. Если добыча золота станет законной, то и принимать его будут законно, а значит, по нормальной цене, и конкуренцию с государственными учреждениями незаконные скупщики вряд ли выдержат.
Андрей ЕВПЛАНОВ