Сегодня исполняется два года с банкротства Lehman. Комиссионные, выплаченные за это время компаниям, занимающимся его ликвидацией, приближаются к 2 млрд долларов. Хотя сумма кажется внушительной, это не много, говорят эксперты. Комиссионные от банкротств Enron и WorldCom составили 1—2% от их активов, напоминает профессор Чикагского университета Дуглас Бэрд, а активы Lehman на момент банкротства достигали 691 млрд долларов.
Страховая компания AIG, получившая с сентября 2008 г. более $180 млрд госпомощи, остается должна налогоплательщикам $120 млрд. В первой половине 2011 г. AIG готовится конвертировать $49 млрд привилегированных акций, которые принадлежат минфину США, в обыкновенные. После этого принадлежащий правительству пакет голосов превысит 90% (сейчас — 79,8%). Затем обыкновенные акции предполагается продать инвесторам, но пройдет еще несколько лет, прежде чем AIG снова станет частной компанией. Сейчас рыночная стоимость ее акций, находящихся в руках частных инвесторов, составляет $5 млрд по сравнению со $100 млрд в начале 2008 г.
Крупнейший банк США — Bank of America (BofA) —
«BofA оказал бы большую услугу и себе, и инвесторам, если бы внес больше ясности и сообщил подробности объема и состава непрофильных активов», — отмечает аналитик Morgan Stanley Бетси Грасек. BofA получил в кризис от государства $45 млрд, но вернул их в конце 2009 г.
Британский Royal Bank of Scotland (RBS), 84% капитала которого принадлежит государству, намерен разместить 4,7 млрд фунтов ($7,3 млрд) инструментов, обеспеченных ипотечными кредитами. До начала кризиса на долю таких инструментов, размещенных в Великобритании, приходилась половина подобных европейских размещений. Но в 2008 г. этот рынок замер — секьюритизированные продукты потеряли доверие инвесторов, поскольку все эти инструменты могли быть обеспечены «токсичной» ипотекой. Размещение RBS — первое такого рода для банка с начала кризиса.
Татьяна БОЧКАРЕВА