Замедление посткризисных темпов восстановления экономик, начавшееся со второго полугодия, — явление нередкое, такое происходит после масштабных кризисов, отмечают американские экономисты Кармен Рейнхарт (соавтор книги «Восемь веков финансового безрассудства») и Винсент Рейнхарт в статье для резервного банка Канзаса.
Проанализировав 15 локальных рецессий
В половине случаев экономикам не удалось избежать повторного спада, посчитали Рейнхарты. Темпы роста ВВП на душу населения развитых стран в посткризисную декаду снижаются примерно на треть — в среднем 2% против 3,1% в докризисное десятилетие. В 10 случаях из 15 безработица не снизилась до докризисного уровня.
Издержки рекордной безработицы, зафиксированной Международной организацией труда (МОТ), связаны не только со снижением потребления, выразил тревогу директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан на конференции МОТ: «Если вы теряете работу, то у вас выше вероятность пострадать от проблем со здоровьем или даже умереть раньше; ваши дети получат худшее образование, а вы разуверитесь в государственных институтах и демократии». Особенно драматична безработица для молодого поколения (619 млн человек в возрасте 15—24 лет, около 25% рабочей силы), которое не должно стать «потерянным», беспокоится он. По оценкам МОТ, без работы 210 млн человек, а в ближайшие 10 лет потребуется еще 440 млн рабочих мест, пишет Стросс-Кан в своем блоге.
«Лучшее впереди», — обнадежил США легендарный инвестор Уоррен Баффетт, он настроен «по-бычьи» в отношении этой страны, и никакой второй рецессии, несмотря на «кислые настроения», не будет.
Понадобилось больше десятилетия, чтобы выкопать яму, теперь нужно время, чтобы из нее вылезти, считает профессор Гарварда Кеннет Рогофф (соавтор Рейнхарт по истории кризисов): восстановление, растянутое на годы, и высокая безработица — норма для периодов после глубокого шока: системе нужно время для исцеления, простое перекачивание денег в «финансовых бегемотов» проблемы не решит.
Ольга КУВШИНОВА, Екатерина КРАВЧЕНКО