По итогам первого полугодия аналитики отмечают меньшую, чем ожидалось в начале 2010 года, активность на рынке слияний и поглощений (M&A) в банковском секторе.
Специалисты ЦБ РФ в начале года прогнозировали, что за год в России могут исчезнуть примерно 100 банков. В тот же период финансовые аналитики особенную активность прочили сделкам М&A в банковском секторе. Ссылаясь, в частности, на начавшееся оживление экономики и намерения российского правительства консолидировать банковский сектор, аналитики и специалисты ЦБ РФ в конце 2009 — начале 2010 годов прогнозировали бум сделок слияний и поглощений на рынке финансовых услуг.
Уверенно можно сказать, что и прогнозы эти не сбываются, и количество сделок не растет даже по сравнению с прошлым, как считается, еще кризисным 2009 годом.
В этом году в банковском секторе количество сделок слияний и поглощений на внутреннем рынке совпадает с прошлогодними показателями. Лишь «с марта 2010 года отмечается не менее трех-четырех сделок в месяц, связанных с покупкой банков, преимущественно в формате продажи контрольного пакета (на слияния приходится примерно каждая четвертая сделка)», отмечает руководитель направления M&A информационного агентства AK&M Ярослав Забелло.
С января по август 2009 года эксперты ISI Emerging Markets насчитали 45 сделок M&A, столько же сделок было совершено за тот же период в текущем году. Единственное различие — общая стоимость сделок. В прошлом году она составила $1,2 млрд, в этом — $1,42 млрд.
Если же брать статистику по сделкам M&A с участием российских банков и за рубежом, то по количеству сделок картина в этом году выходит примерно такой же, как и в прошлом,— 60 сделок за рассматриваемый период в 2009 году и 58 сделок за аналогичный период в 2010-м. А вот по стоимости разрыв получается уже приличный, отмечают в ISI Emerging Markets,— $2,29 млрд и $3,6 млрд соответственно. Разница в общей стоимости, по мнению господина Климова, вызвана все теми же «нулевыми» сделками, которых в этом году меньше, чем в прошлом.
По словам руководителя группы сделок по слияниям и поглощениям КПМГ в России и СНГ Роберта Вартеваняна, рынок М&A всегда в значительной степени зависел от уровня уверенности, а в настоящее время этот уровень невелик. Таким образом, восстановление рынка произойдет позднее, чем ожидалось, и будет зависеть от опасений, связанных с рецессией и государственным долгом многих стран, считает эксперт.
Сказалось, видимо, и снижение интереса иностранных инвесторов к российскому рынку М&А. «До 2008 года качество активов российских банков не вызывало сомнений. Сейчас же иностранцы реже приходят на этот рынок, даже с учетом того, что отечественный банковский сектор еще недостаточно развит и не так монополизирован, как в других странах, например Чехии или Канаде»,— говорит Максим Солнцев, председатель правления СДМ-банка.
Нынешнюю недостаточную активность на рынке слияний и поглощений эксперты объясняют несколькими факторами. Финансовые трудности ряда банков, главным образом второго и третьего эшелонов, побуждают их владельцев искать возможности для продажи или альянса. С другой стороны, активы в банковской сфере, по словам Ярослава Забелло, все еще продаются достаточно дешево по сравнению с докризисным периодом: действующий банк стоит в среднем полтора-два собственных капитала в зависимости от бренда филиальной сети и состояния активов, тогда как до кризиса мультипликаторы в среднем превышали три собственных капитала. Сейчас идет процесс формирования новых банковских групп (например, банк «Восточный экспресс» купил Камабанк и Городской ипотечный банк, ранее были присоединены Эталонбанк и банк «Движение»; также в первом полугодии 2010 года шло формирование банковской группы в составе Традо-банка, банка «Монетный дом», Донбанка и банка «Славянский» и т. д.). Не так давно завершили слияние банк «Россия» и Газэнергопромбанк. В перспективе банк «Губернский» станет частью «Открытия», полным ходом идет слияние Росбанка и банка «Сосьете Женераль Восток».
Ряд сделок слияний и поглощений в банковском секторе выделяется из общей статистики. Речь идет о своего рода «перехвате» клиентских баз, персонала и помещений банков. Такая тактика, по словам директора управления стратегии Сбербанка Дмитрия Тарасова, в каком-то смысле оказывается менее рискованной, чем традиционные сделки M&A, благодаря которым покупатель получает вдобавок и все «скелеты в шкафу».
«Перехваты» в банковском секторе происходят сейчас сплошь и рядом, особенно в регионах, отмечают эксперты. «Однако это вряд ли станет основным инструментом: в пользу покупки уже действующего банка говорит бренд, наличие кредитного портфеля и т. д.»,— полагает Ярослав Забелло.
По мере восстановления экономического роста и подорожания банковских активов стоит ожидать продажи санированных банков, что выразится в снижении доли государства в российской банковской системе.
Постепенно будет возобновляться и экспансия глобальных мировых банков на отечественный рынок, прогнозируют эксперты. Новый виток развития связан прежде всего с развитием финансовых рынков стран БРИК — Китая, Индии, Бразилии, а также Южной Кореи и Японии.
Стоит отметить, что отсутствие динамики на рынке M&A наблюдается не только в России. Правда, в последние пару месяцев на мировом финансовом рынке появляются признаки оттепели. В конце августа стало известно, что два крупных и, главное, непроблемных в финансовом плане банка США — First Niagara Financial Group и NewAlliance Bancshares — объявили о слиянии. По предварительным оценкам, стоимость сделки составит $1,5 млрд. Помимо денежных средств в расчет пойдут и акции. Это станет первой крупной сделкой M&А в банковском секторе с 2008 года. Но в целом восстановление рынка произойдет позже, чем ожидалось.
Ключевыми же факторами для слияний и поглощений в банковском секторе на протяжении второго полугодия останутся консолидация банков, скупка находящихся на грани банкротства компаний их более успешными конкурентами и создание банковских групп.
Оксана ЧЕРКАСОВА