Крупнейшие в мире платежные системы — Visa International и MasterCard ссорятся
В октябре, когда Visa International сообщила о планах стать публичной компанией, ей пришлось раскрыть расходы. В $1 млрд, который ассоциация планирует потратить на развитие бренда, значится и спонсорство чемпионата мира по футболу. Восьмилетний контракт с Международной федерацией футбола (FIFA) должен начать действовать с 2007 г., но право на него Visa International придется отстаивать в суде.
На протяжении последних 16 лет спонсором футбольного чемпионата была MasterCard, которая пытается сохранить этот статус. В марте MasterCard подала иск в окружной суд Нью-Йорка против FIFA, когда та заключила контракт с Visa International. Как утверждает MasterCard, FIFA нарушила условия действующего соглашения, подписав контракт с Visa вопреки уже имевшимся договоренностям с MasterCard. Слушания по этому делу должны начаться сегодня.
Ни MasterCard, ни FIFA иск не комментируют. Юрист Уильям Бродски, представляющий интересы FIFA, заявил лишь, что та «честно выполнила все обязательства по соглашению с MasterCard».
Спонсорство мирового футбольного первенства — лакомый кусок и для MasterCard, и для Visa, поскольку в сферу интересов обеих входят развивающиеся страны, в том числе и помешанная на футболе Латинская Америка. За билеты на чемпионат мира 2006 г. в Германии, например, можно было расплатиться только картой MasterCard. Местные банки к чемпионату выпустили тематические карты.
MasterCard с 1990 г., когда стала спонсировать первенство, инвестировала в футбол миллионы долларов — как за счет покупки собственно спонсорского пакета, так и за счет вложений в маркетинг и рекламу. Расходы на спорт ни Visa International, ни MasterCard не раскрывают. Но, по оценке IEG, чемпионат мира обходится спонсору в $35 млн в год, Олимпийские игры — в $20 млн в год.
После возможной потери контракта с FIFA в активе MasterCard не остается ни одного крупного спортивного соревнования. А Visa сохранит статус спонсора Олимпийских игр до 2012 г. «Событий, способных сравниться по широте охвата потребителей и эмоциональному напряжению с Кубком мира или Олимпиадой, мало», — констатирует пресс-секретарь Visa.
Текущий контракт MasterCard с FIFA действует до конца 2006 г. В прошлом году стороны начали переговоры о его возобновлении, но представителям MasterCard не понравился предлагаемый срок — восемь лет. Предыдущие соглашения, говорится в иске, были ограничены четырьмя годами. Недовольные этим менеджеры MasterCard посоветовали FIFA «протестировать рынок» и, по сути, подтолкнули к поиску нового партнера.
Впрочем, FIFA вернулась за стол переговоров с MasterCard. В начале марта были согласованы условия восьмилетнего контракта. Но после этого исполнительный комитет FIFA неожиданно отказался его подписывать. Спустя несколько недель FIFA объявила о партнерстве с Visa International.
Робин САЙДЕЛ (WSJ, 2.11.2006, Татьяна БОЧКАРЕВА)