В начале года чиновники обвинили ритейлеров в том, что они притесняют малый бизнес, неоправданно завышают цены и давят на поставщиков. Вчера замруководителя ФАС Андрей Кашеваров заявил, что его ведомство проверит в ноябре, действительно ли некоторые торговые сети заставляют поставщиков сотрудничать с определенными банками на невыгодных условиях.
Кашеваров объяснил «Ведомостям», что в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) пожаловались банкиры, заметившие сговор между отдельными ритейлерами и обслуживающими их банками. Сговор направлен против поставщиков, которые обычно получают от магазинов плату за переданный товар с задержкой до 90 дней, говорит чиновник. Производители и поставщики не могут ждать денег так долго, поэтому вынуждены сотрудничать с банками через схемы классического факторинга (когда банк сразу же оплачивает поставку за комиссию в 2—3% от оборота, а потом требует возмещения от ритейлера) или кредита под залог дебиторской задолженности (может стоить 10—20% годовых). При этом, по его мнению, при средней ставке кредитования поставщиков в 12—14% дружественный сети банк может запросить и более 28%. ФАС подозревает несколько сетей, которые считаются одними из самых крупных в России. Назвать эти сети и сотрудничающие с ними банки чиновник отказался, пояснив, что ФАС будет проверять их в течение ноября без предупреждения.
Руководитель факторингового направления одного из столичных банков утверждает, что банкиры пожаловались на сговор Ситибанка с немецкими мелкооптовыми центрами Metro сash & сarry. В обмен на лучшие условия обслуживания для себя Metro «загоняет» своих поставщиков в Ситибанк, который только начинает развивать факторинговые услуги, говорит собеседник «Ведомостей». По его словам, Ситибанк работает таким же образом и с Auchan. Вице-президент Ситибанка Наталья Николаева утверждает, что банк в сговоре с ритейлерами не участвует. Она отказалась сообщить, являются ли Metro или Auchan клиентами банка, сославшись на клиентскую тайну. Глава представительства Metro Group в России Юлия Белова не смогла прокомментировать ситуацию в одном из подразделений. А председатель правления PHolding (владеет «Помидорпромом») Максим Протасов сообщил, что, хотя его компания поставляет продукцию в Metro, Auchan и «Пятерочку», договор факторинга у нее с банком «Металлоинвест». Пока нас не принуждали переходить в другой банк, говорит Протасов.
Менеджер по продажам другой компании-поставщика слышал о подобном давлении со стороны Metro и «Рамстора». Пресс-секретарь «Рамстора» Елена Скальская опровергает эту информацию. Она уточнила, что у компании нет трехсторонних договоров факторинга, а где и на каких условиях поставщики кредитуются — их не касается. Другие сети тоже возмущены наветом. X5 Retail Group (владеет «Пятерочкой» и «Перекрестком») никогда не прибегала к подобной экономически бессмысленной практике, комментирует заявление Кашеварова директор по коммуникациям компании Геннадий Фролов.
Впрочем, «Перекресток» недавно подписал с факторинговым оператором Eurokommerz контракт о долгосрочном сотрудничестве, рассказала представитель Eurokommerz. В совместном заявлении компаний говорится, что сеть будет принимать поставки, профинансированные Eurokommerz, и «рекомендовать своим поставщикам» факторинговые услуги от данного оператора. Менеджер опасается, что ФАС «не будет делать различий между факторинговыми компаниями и банками». В случае сговора с банком преимущества сети очевидны, ведь ритейлер может рассчитывать на выгодные условия обслуживания, объясняет он. «Банковским обслуживанием мы не занимаемся, поэтому у наших клиентов нет причин вступать с нами в какой-то сговор», — вторит Михаил Трейвиш, председатель правления Национальной факторинговой компании, занимающей около 30% рынка факторинговых услуг.
Весь рынок факторинговых услуг в 2005 г. составил около $5,5 млрд, а ежегодно отрасль растет в 2—3 раза, говорит замначальника управления факторинга Промсвязьбанка Виктор Носов. По его мнению, около 10—20% рынка может приходиться на расчеты торговых сетей с поставщиками.
Как пугали ритейл
В мае глава Минэкономразвития Герман Греф предположил, что одной из мер по защите малого бизнеса мог бы стать запрет на торговлю сетевых гипер-, супер- и мини-маркетов после 18—19 часов вечера. А в сентябре замминистра экономразвития Андрей Белоусов заявил, что «средний размер торгово-посреднической наценки» в России составляет 23% — в полтора раза выше, чем в развитых странах. Наконец, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предположил в октябре, что монополистами, возможно, будут считаться даже те сети, которые занимают около 5—8% розничного рынка отдельных регионов.
По данным МЭРТ, на долю розничной торговли приходится 21% ВВП. Только продуктовая розница, по данным Росстата, в 2005 г. наторговала на $113 млрд. Рост торгового сектора по итогам 2006 г. ожидается на уровне 12%, что намного превышает рост экономики в целом.
Юлия ЯРОШ