Держатели евробондов «Межпромбанка», похоже, уже готовы к банкротству банка и не рассчитывают получить назад свои деньги сполна. В среду владельцы выпуска с погашением в 2013 году не смогли собрать кворум, необходимый для принятия чрезвычайной резолюции о досрочном погашении, — нужно было 66% голосов, собрали лишь 55%. Об этом Slon.ru сообщил источник, близкий к держателям облигаций, и подтвердил источник на рынке.
Держателям этих бондов, номинированных в долларах, не была предложена реструктуризация, в отличии от держателей выпуска с погашением в 2010 году, которые получили предложение от Сергея Пугачева об отсрочке расплаты на год, и согласились на него в обмен на выплату процентов на сумму 18 млн евро и премию в 5% от номинала. Держатели выпуска с погашением в 2013 году никаких предложений не получали и сами инициировали процедуру созыва собрания облигационеров в надежде заставить банк погасить его досрочно.
Решение о созыве собрания было принято в конце августа по требованию доверительного управляющего, представляющего 10% держателей выпуска. И уже тогда никто особенно не верил в то, что инициаторам удастся набрать кворум: особого смысла в этом действии не было. Даже если бы решение было принято, облигационерам пришлось бы обращаться в суд, долго и нудно судиться — минимум месяцев девять. И только потом попробовать получить свои деньги, если, конечно, лицензия к этому моменту у банка не будет отозвана. А это очень даже вероятно: даже в ЦБ не очень верят в то, что банк сможет выкарабкаться. Единственная надежда, если Пугачев сможет все же
В случае отзыва лицензии и банкротства банка держатели облигаций становятся кредиторами третьей очереди вне зависимости от того будут они подавать иск о досрочном погашении или нет. То есть особой надежды что-нибудь получить у них нет. Поэтому многие и не стали ввязываться в историю с досрочным погашением: многие держатели второго, нереструктурированного выпуска, одновременно являются и держателями первого, и они предпочли не обострять ситуацию, в надежде получить хоть
Собственно, «Межпромбанку» от еще одной проблемы не жарко и не холодно: долгов и так слишком много. Реструктурированный кредит в ЦБ на 32 млрд рублей, претензии от «Северстали» и ОКБ «Сухой» по возврату размещенных в банке депозитов на 8 млрд рублей в сумме, иск от «Башнефти» и так далее — общий объем претензий к банку, по данным СМИ, только заявленных через суд составляет 8,65 млрд рублей. Ликвидных активов гораздо меньше — 1,43 млрд рублей. Впрочем, активы банка в этом деле не главное — банк кредитовал компании группы Сергея Пугачева, от чего и пострадал: в кризис модель «привлекаем пассивы на рынке, размещаем в активы внутри группы» дала сбой, образовался разрыв ликвидности, и выстроенная система начала сыпаться. Кроме того, реализовался политический риск: государство не захотело покупать «Северную верфь» и «Балтийский завод» по заявленной владельцем цене.
Теперь у тех, кто пришел на собрание и проголосовал «за» чрезвычайную резолюцию (по данным источника Slon.ru, проголосовали единогласно), есть два пути. Попытаться собрать облигационеров повторно, либо, набрав 25% держателей, написать требование напрямую трасти о принятии чрезвычайной резолюции. Но, вообще говоря, шансов на успех не очень много: держатели этого выпуска получат свои деньги либо если банк сможет выкарабкаться (например, за счет продажи верфей), либо если Сергей Пугачев согласится продать Эльгинское месторождение. А это зависит от его доброй воли: это месторождение в качестве обеспечения по облигациям не фигурирует. А у банка средств на все не хватит.
Елена ТОФАНЮК