Крупная исследовательская компания Javelin Strategy & Research опубликовала беспрецедентную статистику: общемировой объем платежей по дебетовым картам впервые превысил кредитно-карточные платежи в 2009 году и продолжит доминировать в нынешнем. Главной причиной лидерства дебетовых карт в мире стал финансовый кризис. Однако Россия выбилась из общей статистики: у нас кредитки еще никогда не были популярнее дебетовых карт. И в ближайшие несколько лет такая ситуация сохранится.
Согласно исследованию Javelin Strategy & Research, опубликованному буквально на днях, общий объем платежей по дебетовым картам Visa вырос по итогам прошлого года на 7,9% — до $883 млрд, в то время как платежи по кредитным картам сократились на 7,3% — до $764 млрд. Объем платежей по дебетовым картам MasterCard увеличился на 5,8%, а по картам Discover Financial Services — на 2,8%. В исследовании также отмечено, что в ноябре 2009 года лишь 56% опрошенных потребителей пользовались кредитной картой в течение месяца, тогда как в 2008 году покупки такими картами оплачивали 87% респондентов. «В целом при сохранении темпов спада в 2010 г. количество пользователей кредитных карт сократится до 45%», — отмечают в Javelin Strategy & Research.
Главной причиной подобной статистики эксперты склонны называть, как ни банально это прозвучит, именно мировой финансовый кризис. «С одной стороны, банки ужесточили требования к кредитовым картам, точнее, к их держателям, «порезали» лимиты. С другой — люди стали больше думать о завтрашнем дне, о своем благосостоянии, стабильности. Как известно, предкризисный период был пятилеткой кредитного бума. Тогда люди покупали в кредит, не задумываясь о необходимости приобретаемого товара или стоимости предоставляемой услуги. Большинство покупок делалось в кредит, да к тому же по кредитной карте. Кризис заставил многих взять в руки калькулятор и подсчитать личные бюджеты, что привело к неожиданным выводам: тратить так, как раньше, нельзя, покупать нужно только необходимое, и при этом хорошо бы хоть немного откладывать», — констатирует начальник управления развития бизнеса ОАО МАБ «Темпбанк» Владимир Ерибеков.
По словам директора департамента банковских карт СБ Банка Владимира Кузнецова, в этих тенденциях действительно ничего удивительного нет. «Во-первых, банки стали более осторожно выдавать кредитные карты и, чтобы снизить собственные риски, существенно повысили требования к заемщикам. Вследствие этого упали и обороты по картам. Во-вторых, сами люди, наученные горьким опытом, стали более внимательно и вдумчиво изучать кредитные инструменты и соответственно более осмотрительно их использовать. В-третьих, выросли ставки по кредитам, что тоже не могло не оказать корректирующего влияния на рынок», — отмечает Кузнецов.
Специалисты Javelin Strategy & Research также отмечают в своем исследовании, что потребители совершают умеренные траты, предпочитая выплачивать долги, что и привело к снижению пользования кредитными картами.
Еще одной причиной снижения пользования кредитными картами, по данным исследования, является общемировая финансовая реформа, направленная на защиту потребителей, которая сократила количество выдаваемых кредитных карт и урезала доступные расходные лимиты. Законодательные нововведения привели к тому, что банки вынуждены возмещать убытки и выдавать карты только самым надежным заемщикам. Но на то, что такой тренд будет постоянным, рассчитывать все же не придется. «Тенденция все время будет меняться, а доля операций по кредитным картам — соответственно расти. Должно пройти немного времени, прежде чем люди станут забывать об осторожности, банки начнут новую борьбу за клиента, ставки будут падать, а лояльность расти», — утверждает Владимир Ерибеков.
Что касается рынка карточных платежей России, то у нас ситуация все же несколько иная. «В РФ еще не такой уровень развития рынка кредитных карт, чтобы испытывать явления, свойственные западным рынкам. У нас налицо тенденции роста использования пластиковых карт вместо наличных, использования инстанционных способов управления счетами. Безусловно, эту тенденцию банки стараются всячески закрепить, например, выпуском карточных кобрендов, где традиционная функция пластиковой карты сочетается с возможностью накопления дополнительных скидок, например, на авиабилеты, что распространено повсеместно, или на турпоездки, что пока является достаточно новым предложением на рынке», — отмечает исполнительный вице-президент РосЕвроБанка Сергей Гордейко.
Более того, в России кредитки никогда и не превалировали над дебетовыми картами. «Рынок безналичных средств платежа в России развит не так, как в странах G7, хотя, сравнивая эту ситуацию с той, что была лет 10 назад, надо признать, что мы сделали колоссальный прыжок вверх. И все же подобная тенденция для России не так показательна, да и соотношение кредитных карт к дебетовым у нас изначально не в пользу первых», — отмечает Ерибеков. По словам зампредправления банка «Авангард» Валерия Торхова, российский рынок кредитных карт еще не насыщен, он проходит этап становления. «В то время как львиная доля дебетовых карт выпущена в рамках зарплатных проектов, кредитные карты обычно люди выбирают осознанно. Потенциал развития огромный. Поэтому можно предположить, что в России объем выпуска кредитных карт и операций по ним будет увеличиваться», — резюмирует банкир.
Рита ДОЛЖЕНКОВА