Аджай Банга не стесняется признаваться в том, что чистил туалеты в индийских ресторанах KFC и Pizza Hut, будучи топ-менеджером PepsiCo. А когда разочаровался в фастфуде, легко перешел на стартовую позицию в банковском бизнесе и с нуля построил новую карьеру, возглавив одну из ведущих платежных систем мира
Привычка подтрунивать над собой распространяется и на внешность. Банга — сикх. Он носит тюрбан и окладистую бороду. Контраст с прежним гендиректором Робертом Селандером поражает воображение. «Мы с Бобом постоянно шутим на эту тему, — улыбается Банга. — Я знаю, что мало похож на большую часть населения земного шара, но не думаю, что это моя главная особенность».
Его любезность обезоруживает и располагает к нему. Но под этой маской кроется страсть к соперничеству, которая не дала ему сделать карьеру в фастфуде и привела сначала на руководящие посты в Citigroup, а в прошлом году — в MasterCard, где он быстро доказал, что способен принести куда больше пользы как первое лицо компании, а не главный операционный директор.
После этого он решил, что корпоративная культура компании нагоняет сон, и устроил неплохую встряску. MasterCard проводит около 22 млрд транзакций в год — каждая занимает 140 миллисекунд. Это быстрее, чем моргает человек. Для бизнеса крайне важно, чтобы каждая из транзакций проходила без задержек, констатирует Банга: «Если
«Вы не так откровенны, как должны быть!»
Чтобы ускорить процесс принятия решений в компании, Банга делегировал подчиненным больше прав по заключению контрактов и создал новый дивизион, задача которого — придумать, как выиграть в конкурентной борьбе у электронных платежных систем вроде PayPal. Настаивая, чтобы работа спорилась, Банга не делает исключения и для себя. Любая заявка, которую он не рассмотрит в течение двух недель, автоматически одобряется. «Он живет по своим собственным часам, которые в 10 раз быстрее обычных», — говорит Джош Пейрез, руководитель отдела инноваций MasterCard.
Банга — экстраверт. Он поощряет своих сотрудников заходить к нему в кабинет и неформально обсуждать любой вопрос, от качества кофе в столовой до международного положения. К тому же он крайне прямолинеен. Это качество оказалось заразительным для других топ-менеджеров MasterCard. Даже Селандер говорит, что научился у своего преемника быть более искренним в своих отзывах. «После двух часов в его обществе вы точно знаете, что он на самом деле думает по тому или иному поводу», — удивляется он.
На декабрьской встрече руководства компании Банга явно проявлял нетерпение, когда выступающие увлеклись банальными фразами. «Я так и сказал им: «Я не позволю нашему общению на этом закончиться. Вы не так откровенны, как должны быть!» — вспоминает он. Так что пришлось топ-менеджерам анонимно написать о пяти вещах, которые больше всего докучают им. Итогом стала кампания против засилья бюрократии в компании, усиление политики по сокращению издержек, упрощение процесса найма на работу и заключения договора с новыми клиентами. «Той весьма нервной встрече компания обязана многими изменениями», — говорит Банга.
Куриные тушки и просроченные долги
Банга родился 10 ноября 1960 г. в Пуне (Индия). Детство было кочевое: отец, генерал-лейтенант индийской армии, каждые два года переезжал на новое место службы. «Постоянные переезды сделали из меня того, кем я являюсь сейчас, — говорит он. — Я легко завожу дружеские связи. Быстро приспосабливаюсь к новой обстановке. Каждый раз я оказывался новичком в устоявшемся коллективе, так что мне пришлось научиться взламывать компании ребят». Он убежден, что такая жизнь сделала его более открытым для разных точек зрения. «Когда приезжаешь в США, слышишь, как здесь рассуждают о людской непохожести и разнообразии. А я это знаю не понаслышке, таким было мое детство», — говорит он.
Тем не менее Банга не стал «гражданином мира», а во многом остался индийцем. Те полчаса, что занимает дорога от офиса MasterCard в Нью-Йорке до его квартиры, он слушает в машине традиционные песнопения сикхов. При этом он любит бейсбол (болеет за Mets), ему нравятся Квинси Джонс и Леди Гага. Еще у него есть «почти все альбомы Элвиса Пресли, которые только можно вообразить».
Банга окончил экономический факультет Университета Дели и получил МВА в индийском Институте менеджмента. В 1981 г. он устроился в Nestlе бизнес-тренером, потом увлекся маркетингом и добрался до руководящих позиций в компании. Через 13 лет его сманили в индийское отделение PepsiCo Restaurants на должность директора по маркетингу. Это была непростая работа. Компания только запускала свои рестораны — Kentucky Fried Chicken и Pizza Hut. На первых порах не хватало ни собственного опыта, ни умелых работников. Банга был вынужден заниматься всем — от выбора куриных тушек правильного размера (слишком большие не успевали прожариться) до составления официальных документов. В авральных ситуациях приходилось и мыть туалеты.
Но в середине 1990-х гг. Банга узнал, что PepsiCo задумала избавиться от ресторанного бизнеса. Банга понял, что настало время серьезных карьерных изменений. Он четко знал, что хочет работать в крупной международной корпорации. А сам по себе, без PepsiCo, ресторанный бизнес был куда меньшей по размерам и капитализации компанией, чем ему хотелось. «Я понял, что оказался в ненужное время в ненужном месте», — иронизирует он. Из компаний, откликнувшихся на рассылку его резюме, больше всего Банге понравилась Citigroup. Так как банковского опыта у него было явно недостаточно, первое время Банга работал коллектором. Но быстро поднимался по карьерной лестнице и за 13 лет добрался до постов председателя и генерального управляющего Citigroup Global Consumer Group и генерального директора Тихоокеанского подразделения компании. В 2008 г. компенсация Банги в Citigroup составила $10 млн, что тогда сделало его одним из самых высокооплачиваемых топ-менеджеров банка.
«Неплохой результат»
Хотя банковское дело кажется бесконечно далеким от ресторанного бизнеса, Банга видит в обеих сферах много общего, сравнивая разинутый для приема пищи рот с раскрытым бумажником. Но по мере того, как приближалось 50-летие, Банга стал задумываться о том, на какой работе он хотел бы встретить старость. Он выбрал было преподавание, но в конце концов решил, что не может сопротивляться желанию руководить публичной компанией. Так что, когда однажды ночью его разбудил звонок хедхантера, предложившего собеседование в MasterCard, Банга был заинтригован. В марте 2009 г. он вылетел в Коннектикут и встретился с гендиректором компании Селандером у него дома. Они проговорили пять часов. «Эта работа потребует от меня всех моих знаний. Это то, чем я никогда раньше не занимался», — резюмировал Банга.
Решающим доводом стало обещание Селандера сделать его своим преемником, когда 30 июня 2010 г. тот покинет пост, который занимал 13 лет, и займет почетную должность заместителя председателя совета директоров. Чтобы Банга не сомневался в серьезности намерений работодателя, был заключен договор. Если компания не назначила бы Бангу гендиректором, он получил бы $4,2 млн.
Работа Банги в MasterCard высоко ценится — в буквальном смысле слова. В то время как бонусы топ-менеджеров становятся объектом пристального внимания, Банга получает $13,5 млн. Так что зарабатывает он больше руководителей Goldman Sachs или Bank of America.
Впрочем, Банга — не исключение в своей семье. Его старший брат Винди раньше работал топ-менеджером Unilever, а теперь занимает руководящую должность в инвестфонде Clayton, Dubilier & Ric. Аджай Банга считает это серьезным успехом. «Начать карьеру 14 лет назад менеджером низшего звена в Индии и превратиться в одного из главных людей в американской компании весьма неплохой результат для брата», — доволен он.
Работа кипит
Кроме основной работы Банга состоит в совете по международным отношениям и участвует в совете директоров Financial Services Roundtable (эта организация представляет интересы 150 крупнейших банков и страховых компаний США). Еще он член правления The Economic Club of New York, консультант Ассоциации внешней политики. Банга также входит в совет директоров компании Kraft Foods.
MasterCard
Платежная система. Крупнейший акционер — Master Card Foundation (11,21%), почти все остальные акции в свободном обращении. Капитализация — $28,47 млрд. Финансовые показатели (2009 г.): Выручка — $5,1 млрд, Чистая прибыль — $1,46 млрд.
Сюзанна КАПНЕР