В начале 2010 года и в нашей стране, и в мире господствовали позитивные настроения: кризис побежден, макроэкономическая стабильность восстановлена, и теперь ничто не мешает вернуться к устойчивому экономическому росту, так полюбившемуся в предкризисное десятилетие. Такой взгляд на мир выразился в значительном притоке капитала в Россию (особенно в апреле). Казалось, ничто не предвещает скорой смены тенденции. Однако потом начался греческий кризис, и настроение у инвесторов сильно испортилось. Экономические данные из всех ведущих стран мира, в первую очередь из США, стали указывать на замедление роста и даже на риск дефляции. В этих условиях интерес к риску у глобальных инвесторов спал и, несмотря на некоторое его оживление, остается низким до сих пор.
Не добавили инвесторам оптимизма и внутренние факторы. Сначала стал резко расти импорт, а это привело к опасениям, что положительное сальдо торгового баланса может скоро исчезнуть. Потом, на фоне засухи, резко ухудшилась ситуация с инфляцией, что еще больше испортило настроение инвесторов. Таким образом, постепенно сформировался неблагоприятный фон, на который в середине сентября наложился ряд негативных технических факторов, что и привело к заметному падению курса рубля к доллару и евро в конце прошлой недели. Тем не менее ожидать драматичного развития ситуации на валютном рынке, на мой взгляд, не стоит.
Отсутствие Банка России на валютных торгах в последние недели и даже месяцы прямо указывает на то, что никакого серьезного давления на рубль в сторону укрепления нет. Однако тот же факт указывает на то, что нет его и в сторону ослабления, то есть валютный рынок более или менее сбалансирован на уровне 29—31 рубля за доллар США. Колебания в этом диапазоне или даже слегка за его пределами и есть нормальная краткосрочная волатильность валютных курсов, к которой надо будет привыкнуть. Опять же, несмотря на некоторое ухудшение, сальдо торгового счета остается уверенно-положительным — на уровне около $10 млрд в месяц. При этом нагрузка по выплатам внешнего долга существенно сократилась по сравнению с 2008 годом и частично компенсируется крупными новыми размещениями российских банков и корпораций.
Таким образом, с одной стороны, нет ничего удивительно в том, что волатильность на российском валютном рынке остается высокой. К этому придется привыкнуть — особенно по мере перехода к плавающему валютному курсу, заявленному Банком России. С другой стороны, при прочих равных шансы рубля на укрепление все-таки более высоки, чем на ослабление. Как уже говорилось, профицит торгового баланса остается позитивным, а некоторый отток капитала вполне еще может смениться притоком — особенно если ФРС США, заседание которой состоится поздно вечером во вторник по московскому времени, примет комплекс мер, стимулирующих экономический рост. Это вполне может спровоцировать новою волну спекулятивного притока на рынки стран с переходной экономикой.
Алексей МОИСЕЕВ
Автор — начальник управления макроэкономического анализа ВТБ Капитал