Вчера комитет Торгово-промышленной палаты России (ТПП) по финансовым рынкам и кредитным организациям принял решение создать рабочую группу для подготовки поправок в нормативные документы, которые позволили бы управляющим компаниям вкладывать средства в драгметаллы. В ФСФР сомневаются, что банкам и управляющим компаниям удастся быстро найти общий язык.
Российские банкиры не согласны с точкой зрения ТПП. По их мнению, спрос на драгметаллы может быть удовлетворен с помощью обезличенных металлических счетов, при этом банкам нет необходимости все имеющиеся активы, положенные на такие счета, реализовывать в золото. «В соответствии с нормативом ЦБ нам необходимо резервировать в качестве реального металла лишь 10% от привлеченных средств, а не все 100%, как предлагает ТПП, — отмечает зампред правления Экспобанка Олег Енуков. — Поскольку золото продают в слитках, а частные потребители заинтересованы в мелких счетах, зачастую по 3 г, дробление золотых ПИФов будет затруднено. Эти мелкие доли придется покупать по более высокой цене, чем слитки, так что металлические счета в этом смысле более удобны».
Однако Анатолий Гавриленков считает, что, несмотря на это, драгПИфы для коллективных инвесторов имеют ряд преимуществ перед металлическими счетами: «Вопрос переложения из одних драгметаллов в другие будет решать профессиональный управляющий, отслеживающий конъюнктуру рынка драгметаллов, а это может принести инвесторам более высокий доход». «Но зачем создавать для этого отдельный фонд? — удивляется Олег Енуков. — Давайте просто разрешим вкладывать средства в драгметаллы всем ПИФам». Анатолий Гавриленков считает, что «для создания отдельного фонда необходимо внести лишь некоторые поправки в подзаконные акты, которые могут сделать самостоятельно ФСФР и ЦБ без вмешательства Госдумы, а дать доступ к золоту для всех законодательно затруднительно».
В итоге Анатолий Гавриленков для выработки совместных решений предложил создать рабочую группу: «Думаю, двух с половиной месяцев нам хватит на обсуждение этой проблемы». Начальник отдела по работе с саморегулируемыми организациями ФСФР Сергей Скляров в целом одобрил инициативу ТПП, однако выразил сомнение, что рабочей группе удастся уложиться с выработкой предложений в два с половиной месяца: «Это предложение обсуждается очень давно, с 1992 года, когда готовился закон «О драгоценных металлах», позволивший банкам открывать металлические счета, а об УК там не было ни слова. Рынок растет, а управляющим компаниям и так хватает средств для заработка».
В 2000 году на зарубежных фондовых рынках появился новый инструмент — ETF (exchange-traded funds — торгуемые на биржах фонды), с помощью которого средства коллективных инвесторов могут быть размещены в драгметаллы. Один пай этих фондов обеспечен одной десятой унции драгметалла (3,11035 г). За десять месяцев 2006 года объем активов ETF вырос на 60%, в то же время рост спроса на золото в слитках составил всего 6,6%. В итоге совокупный объем активов всех ETF составил примерно 10,5 млрд долл., или 575 тыс. т золота, которые хранятся на счете в банке. Сейчас в мире всего семь ETF: два в США и по одному в Швейцарии, Франции, Англии, ЮАР и Австралии. Председатель подкомитета по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП Анатолий Гавриленко считает, что таких инструментов российскому фондовому рынку катастрофически не хватает.
Борис ДЕРЕВЯГИН