В российской деревне самые редкие сорта бургундского прошлого века найти проще, нежели некоторые финансовые услуги. Если деревня называется Жуковка или Барвиха.
«Слушай, сутками — за компом, так и не заметила, что зима настала. Днем-то я тут толком и не бываю», — восклицает Татьяна, закладывая руль вправо. Моя спутница попросила помочь ей арендовать банковский сейф. Последние пять лет Татьяна К. сделала головокружительную карьеру в московской «дочке» крупной американской компании и, заняв кресло вице-президента, переквалифицировалась в «сельскую жительницу» — сменила московскую квартиру на дом в Горках-2. А накануне Нового года, который по традиции встречает в Таиланде, задумалась о том, что оставлять в пустом доме документы и ценности негоже.
К окончательному решению сгрести все в охапку и запереть в банковском сейфе ее подтолкнули недавние сообщения об ограблении квартиры Любови Слиски. У вице-спикера Думы исчезли деньги, драгоценности и многочисленные подарки, сделанные гранд-даме к недавнему юбилею. Жильцы «думского» дома привыкли полагаться на надежность охраны, но практика показала, что дом при всем желании невозможно превратить в крепость. В отличие от банка. В прошлом году в Москве было зарегистрировано 15 тыс. квартирных краж. Ограблений банковских хранилищ не было ни одного.
Многочисленные обеспеченные дамы, по подобию
Банк как крепость
«Неприступную» ячейку хорошо иметь поближе к дому. Одно дело ездить за деньгами в банк раз в месяц — ради этого можно и в центр города выбраться на машине, но бриллианты дамам хочется иметь под боком. Чтобы в любой момент получить к ним доступ.
Однако обеспечить приют своим «материальным ценностям» на Рублевке, как оказалось, затруднительно. Сейфовых ячеек в близлежащих отделениях банков не хватает.
Отделения Сбербанка, Ситибанка и Московского кредитного банка в Горках-2, Горках-10 и Жуковке хранилищ вообще не имеют. В офисе «Жуковка» Росбанка нам с Татьяной предложили нечто, больше напоминающее не слишком вместительную папку для бумаг. Толщина — пять сантиметров. Нам объясняют, что это «ячейка минимального стандарта».
— Так это не сейф, а какая-то коробка, — возмущается Татьяна, вертя в руках ячейку. — Что в нее поместится? Три бумажки, два колечка…
Выясняется, что сейфы повместительнее арендованы на год, на полгода. И уверенности, что они освободятся, нет: большинство клиентов в конце года пролонгируют аренду. В банке могут записать ваши координаты и сообщить вам, если какой-нибудь из больших сейфов освободится. Но, говорят сотрудники банка, надежды на это мало: завсегдатаи редко отказываются от ячейки, даже если она им не слишком нужна. Тем паче что цена по «рублевским меркам» чисто символическая, самый большой ящик — в два раза шире и в шесть раз толще, чем предложенная нам «коробка», — обходится в $750 за год.
Самые маленькие ячейки традиционно популярны не столько у местных жителей, сколько у многочисленных «рублевских» риэлтеров: их размер идеально подходит для хранения документов по покупке недвижимости. Но Татьяна недвижимость на Рублевке уже приобрела, а я в ближайшие 100—120 лет едва ли смогу себе позволить, нам риэлтеры совсем ни к чему. И мы продолжаем искать сейф «повнушительнее».
В той части Рублевки, что в черте Москвы, с сейфами тоже напряженка: в росбанковском офисе на улице Вересаева и в сбербанковском офисе на Рублевском шоссе, 16 «мест нет». На Вересаева могут предложить ячейку-«коробку». Здесь тоже могут записать ваши телефоны и позвонить, если сейф вдруг освободится, но шансов, что кто-либо не продлит аренду, мало. Та же ситуация — «мест нет» — в хранилище банка «УралСиб» на Кутузовском проспекте.
Выяснилось, свободные — правда, не слишком вместительные сейфы — есть в отделении банка «ГЛОБЭКС», что в гигантском торговом комплексе DreamHous в Барвихе, но мою спутницу они не устроили: «Знаешь,
Я отшутился дежурной фразой насчет того, что «у богатых — свои привычки», и предложил арендовать сейф в Жуковке, в офисе «ВТБ 24». «Ой, нет, туда не хочу, — закапризничала Татьяна. — Там соседка сейф арендовала. Говорит, в хранилище ее сопровождали охранники с автоматами. Как под конвоем…»
В офис ВТБ мы все же зашли, благо, он в двух минутах ходьбы от росбанковского. И выяснили, что автоматчики «на хвосте» — не единственный диссонанс, который вносит ВТБ в «гламурный банкинг» Рублевки. Вручая нам для ознакомления контракт на аренду сейфа, сотрудница банка добавила:
— Помимо арендной платы мы просим вас внести еще $50.
— На чай? — мило интересуется моя спутница, с готовностью открывая сумочку.
— Нет, что вы. Это залог за ключи от сейфа. Когда аренда закончится, мы вам его вернем.
Татьяна покинула офис ВТБ, корректно распрощавшись. И только на крыльце рассмеялась:
«Ну… совок он и в Жуковке совок, только подороже. Я хочу пользоваться их сервисом минимум лет пять, а они вместо чашечки кофе предлагают залог оставить копеечный. У нас в компании мы так всех VIP-клиентов потеряли бы».
Банкинг по-рублевски
Наш «сейф-тур» закончился «вничью». Подходящий сейф мы в конечном счете нашли. Но не на Рублевке, а в самом центре, в районе Знаменки, неподалеку от офиса Татьяны. «Пока сойдет, — констатировала она. — А потом, наверное, другие банки офисы на Рублевке откроют».
Говорят, банки, столкнувшиеся с ажиотажем вокруг рублевских ячеек, действительно собираются открыть дополнительные офисы с подземными хранилищами. Называют Банк Москвы и Росбанк. Но откроют ли — вопрос неоднозначный. Создание полноценного хранилища — дело затратное и трудоемкое: электроника, бетон, подземные коммуникации, системы безопасности и само сейфовое хозяйство обходится банкам в копеечку. Цена среднего банковского хранилища под ключ составляет 12 млн. рублей.
При этом, как констатируют банкиры, соседство с богатыми вовсе не означает сверхприбылей. Напротив, многие офисы в деревнях Рублевского и Рублево-Успенского шоссе прибыли банкам вообще не приносят (да и стоимость ячеек такая же, как и в любом другом отделении). Но держать здесь офис — вопрос престижа. Как и обслуживание клиентов.
Впрочем, нехватка сейфов — проблема не только Рублевки. «По большому счету, в Москве до сих пор нет нормальных депозитариев, в которых можно было бы хранить драгоценности и прочие ценные вещи, — говорит Павел Наталич, генеральный директор УК «МДМ Эссет Менеджмент». — Просто на Рублевке эта проблема более выпуклая. Понятно, что дома там хорошо охраняются, но все-таки по надежности с сейфовой ячейкой мало что может сравниться».
…На днях в рублевских офисах некоторых банков сотрудников попросили воздержаться от отпусков в декабре и январе. «Деревенские» массово отправятся куда-нибудь вон из страны. И понесут класть деньги на карточки, оставлять «излишки» на депозитах и запирать нажитые праведным трудом ценности в банковские сейфы. Повместительнее.
Ян АРТ, при участии Александра ЗАРЩИКОВА и Юлии УХАНОВОЙ