Как сообщил руководитель департамента экономической безопасности МВД Сергей Мещеряков, органы выявили новую схему легализации преступных доходов — через «Почту России». Низкая комиссия за почтовые переводы стимулирует отток нелегальных средств из банковской сферы в почтовую, и масштабы использования этой схемы в МВД считают огромными. Участники рынка видят причину появления новой схемы в ужесточении борьбы с отмыванием в банковском секторе.
О выявлении новой схемы Сергей Мещеряков сообщил в среду, выступая на круглом столе в Совете федерации. А вчера в пресс-службе департамента экономической безопасности МВД корреспонденту Ъ в общих чертах описали механизм легализации незаконных доходов через «Почту России». По словам сотрудника пресс-службы, заинтересованное в легализации лицо договаривается с комендантом общежития о получении данных жильцов, которые за символическую плату оформляют доверенность на получение денег. По этой доверенности комендант получает высланные заинтересованным лицом почтовые денежные переводы. Другие подробности в пресс-службе в интересах следствия раскрывать не стали, сообщив лишь, что инцидент, по которому уже возбуждены уголовные дела, произошел в Сибирском регионе.
Опрошенные Ъ эксперты попытались на основе этой информации достроить схему легализации с использованием «Почты России». По их мнению, физическое лицо, располагающее доверенностью, может пересылать полученные средства в адрес некоего ООО в счет оплаты за якобы поставленные товары. В результате «черные» средства в «белом» виде попадают на его счет в банке.
На «Почте России» результаты работы МВД комментировать не стали, сообщив, что «в настоящее время осуществление почтовых переводов в адрес и от организаций РФ ФГУП Почта России производит в рамках действующих стандартных договоров с корпоративными клиентами и в строгом соответствии с законодательством РФ». В то же время, как рассказали Ъ в пресс-службе «Почты России», «не так давно сотрудниками Управления федеральной почтовой связи по Омской области была выявлена и пресечена схема обналичивания денежных средств с использованием почтовых переводов». При этом, по их словам, «никто, кроме почтовых работников УФПС Омской области, данную схему не выявил, в том числе банк, обслуживающий эту организацию». По мнению специалистов Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ), данная схема пришла на смену одной из банковских схем, действовавших в Москве.
Опрошенных Ъ участников рынка, большинство из которых пожелали остаться неназванными, удивила выявленная МВД схема. Такой же была реакция и законодателей. «Мне трудно представить, как можно отмывать деньги через почту,— сказал Ъ первый зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев.— Тем более что она подпадает под действия закона 115-ФЗ и должна сообщать о подозрительных операциях в ФСФМ». Тем не менее подписанное в начале года соглашение между ФСФМ и Россвязьнадзором, являющимся регулятором ФГУПа, свидетельствует, что стороны прогнозировали такое развитие событий.
По мнению экспертов, выявленный ДЭБ МВД отток преступных доходов в почтовую сферу не столько предсказуем, сколько логичен. «Криминал всегда ищет, где ему выгоднее безнаказанно работать, а на Почте России самые низкие ставки за переводы,— говорит глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.— Если завтра ему проще и дешевле будет работать через булочные, он будет работать через булочные». А по мнению первого исполнительного президента РСПП Александра Мурычева, одной из причин случившегося является усиление борьбы с преступностью в банковской сфере. «И она особенно бесполезна в отсутствие как у банкиров, так и у почтовиков реальных инструментов в виде базы данных нелегальных паспортов или возможностей отказывать в проведении сомнительных операций»,— полагает господин Мурычев.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Юлия ЧАЙКИНА