Ранее считалось, что основные соперники Сбербанка- зарубежные высокотехнологичные банки. «Наши конкуренты — дочерние банки иностранных кредитных организаций»,— заявил журналистам на прошлой неделе и председатель правления Сбербанка Андрей Казьмин. Однако исследование «Бизнеса» показало, что наиболее острая конкурентная борьба за потенциальных заемщиков развернулась между российскими банками.
Вот уже более года Сбербанк теряет около 0,7% рынка кредитования частных лиц каждый месяц. По единодушному мнению ведущих игроков этого рынка, более всего обостряют конкуренцию банки -нерезиденты. «Иностранные банки априори имеют преимущество на российском рынке кредитования»,— выражает солидарное мнение участников рынка Андрей Казьмин. Это связано с тем, что стоимость денег на западном рынке значительно меньше, чем на российском, заявил Казьмин. Но исследование «Бизнеса» показывает, что в 2006 году ситуация уже изменилась.
Кому Сбербанк на самом деле уступает рынок кредитования физических лиц, наглядно демонстрирует рэнкинг крупнейших банков по объему кредитования частных клиентов.
Наибольший прирост показали признанные лидеры рынка.
У банка «Русский стандарт» рыночная доля увеличилась на 2%, а у Росбанка- на 1,4%.
На уменьшение доли Сбербанка сильно повлиял и государственный Россельхозбанк (0,7%). В числе других конкурентов банки, которых отличает большой объем рекламы и активное продвижение на рынке,— банки группы ВТБ (0,7%) и «Уралсиб» (0,6%), а также Альфа-банк (0,5%). Кроме того, заметные темпы прироста — по 0,4% — продемонстрировали Промсвязьбанк, НБ «Траст», Транскредитбанк, Сибакадембанк и Банк Москвы.
Среди этих банков нет ни одной иностранной «дочки».
Дочерние банки, напротив, показали снижение своей доли на рынке. Наибольшее сокращение доли у банка «Хоум кредит». Лишились части своей рыночной доли также Райффайзенбанк, Импэксбанк и Ситибанк. Несколько лучше обстоят дела у Инвестсбербанка, который выкупил OTP Bank,— ему удалось сохранить долю рынка на прежнем уровне.
Хотя в первую очередь банкиры озабочены неравной конкуренцией с иностранцами, активность российских банков все-таки не осталась незамеченной. Почти все крупные банки стали больше внимания уделять розничному бизнесу, констатирует заместитель председателя правления Абсолют-банка Олег Скворцов.
А вот мелким банкам на рыночный расклад влиять не под силу, признает первый заместитель председателя правления Инвестсбербанка Константин Богомазов. Крупные сети, например «Эльдорадо», разговаривать с ними не станут. Поэтому, говорит он, погоду на рынке делают первые 25—30 банков по объему выданных кредитов.
«Первоначально кредитованием физических лиц занимались банки, созданные специально для этих целей»,— констатирует замдиректора департамента розничного бизнеса Промсвязьбанка Лидия Герцена. Но сейчас, отмечает она, бороться за свою долю заемщиков-физлиц начали банки, занимавшиеся кредитованием юридических лиц.
Крупные банки, ранее сосредоточенные на корпоративной клиентуре, увеличили свою долю на рынке кредитования физлиц на 0,4% в течение года. И именно они значительно обострили конкуренцию в этом году.