Минэкономразвития и Минфин не могут договориться о том, как создавать банк развития. Ведомство Алексея Кудрина против выделения из него функций управления деньгами пенсионеров и внешним долгом. А ведомство Германа Грефа считает эту деятельность факультативной и временной для банка развития, отдавая приоритет инвестиционным проектам. В спор готов вмешаться Владимир Путин.
Законопроект «О банке развития» Минэкономразвития направило на согласование Минфину в сентябре. Сроки поджимали: еще в январе президент Владимир Путин распорядился создать до конца года банк развития с капиталом в $2,5 млрд. Сначала чиновники Минэкономразвития и Минфина обсуждали, должны ли Российский банк развития (РосБР) и Росэксимбанк остаться в новой структуре юридически самостоятельными, или ВЭБ поглотит их. В сентябрьской версии проекта, чтобы успеть выполнить поручение Путина, Минэкономразвития обошло этот вопрос, предложив реорганизовать для начала только ВЭБ, преобразовав его в госкорпорацию развития. Прибыль банка развития направляется на пополнение уставного капитала, говорится в документе. Банк займется финансированием инфраструктурных и приоритетных инвестпроектов.
Размер капитала впервые указан в новой редакции законопроекта, подготовленной на днях Минэкономразвития. Капитал составит 70 млрд руб., в него будут внесены имущество ВЭБа и акции РосБР и «Росэксима», рыночную стоимость которых определят независимые оценщики.
В Минфине, однако, не торопятся соглашаться с предложением. Сначала должна появиться одобренная правительством концепция банка развития, считает подчиненный Кудрина: «Не договорившись о подходах в целом, можно еще долго ругаться по ключевым статьям законопроекта». На ответ Минэкономразвития у Минфина есть месяц.
Минэкономразвития несговорчивость коллег не удивляет. После совещания у Грефа 2 ноября стало ясно, что «Кудрин специально блокирует проект», полагает чиновник Минэкономразвития. Причина в том, что Греф и Кудрин идеологически по-разному видят роль банка развития, говорит чиновник Белого дома. Греф считает ключевой инвестиционную направленность госкорпорации, а на выделение из нее долгового агентства и компании, управляющей пенсиями, отводит год и полгода соответственно, полагает правительственный чиновник. Для Кудрина же эта деятельность не факультативная, а едва ли не основная.
Очередная отсрочка рассмотрения законопроекта в правительстве обеспокоила администрацию президента. Кремлевский чиновник утверждает, что в ближайшие дни президент поручит Белому дому внести законопроект в Госдуму до 15 декабря. В ВЭБе комментировать ситуацию не стали, с РосБР и «Росэксимом» связаться вчера не удалось.
Банк развития должен заниматься поощрением инвестиций, а функции управления долгом лучше передать самостоятельному долговому агентству, полагает Михаил Галкин из МДМ-банка. Иначе неизбежен конфликт интересов, считает он. Выделение непрофильных функций «не должно тормозить создание корпорации развития», уверен руководитель банковского комитета Совета Федерации Сергей Васильев. Ядро будущей госкорпорации — инвестиции в инфраструктуру и кредитование долгосрочных национальных проектов, убежден руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович.
ВЭБ не является банковским учреждением. Он обслуживает внешний долг государства (к 1 октября сократился до $50,1 млрд), управляет 96,4% пенсионных накоплений, обслуживает межправительственные соглашения и вместе с Росэксимбанком поддерживает экспортеров. В 2005 г. чистая прибыль ВЭБа составила 5,54 млрд руб., а в 2004 г. — 3,54 млрд руб. Капитал Росэксимбанка — 1,76 млрд руб., РосБР — 6,5 млрд руб.
Александр БЕККЕР