На прошлой неделе правительство утвердило новый прогноз развития российской экономики на 2011—2013 годы. В базовом варианте оценка роста ВВП в 2010 году составляет 4%. МЭР оценил рост ВВП за восемь месяцев 2010 году в 3,7%*, следовательно, чтобы получить 4-процентный рост за весь 2010 год, во втором полугодии 2010 года экономика должна ускориться. При этом, по версии Минэкономразвития, рост во втором полугодии будет поддержан ростом потребительского спроса, восстановлением запасов, и ожидаемым к концу года усилением инвестиционной активности.
Однако насколько реален данный прогноз? Ведь именно во втором полугодии российская экономика ощутит на себе последствия пожаров, а в IV квартале на макростатистику будет негативно влиять эффект прошлогодней высокой базы. Из приведенного ниже графика очевидно, что ситуация предыдущего года зеркальна к текущей ситуации. То есть в четвертом квартале нас ждет «статистическое» замедление роста экономики, так как ни потребительский, ни инвестиционный, ни внешний спрос сейчас не способны выступить драйверами роста экономики.
Динамика ВВП России в % к соответствующему периоду прошлого года
Источник: Росстат
В частности, надежды правительства на то, что потребительский спрос продолжит рост и поддержит экономику, спорны. Так, уже по августовской статистике видно, что оборот розничной торговли год к году демонстрирует начало снижения темпов роста — со 106,6% в июле до 106,5% в августе. А начиная с октября это замедление только усилится. Так же ведет себя и реальная заработная плата, и это при ускоряющейся инфляции. Очевидно, что потребительский спрос не поддерживает рост ВВП и все больше переориентируется на импорт, что только ухудшает положение отечественных производителей.
Динамика оборота розничной торговли в % к соответствующему периоду прошлого года
Источник: Росстат
Восстановление инвестиционной активности можно было бы считать аргументом экономического роста (особенно с учетом августовского рывка инвестиций в основной капитал), однако и здесь есть свои «но». Во-первых, частные инвестиции обычно реагируют на растущий спрос, который пока стагнирует. Во-вторых, перспективы инвестиционной активности от крупнейших компаний с госучастием и предприятий ТЭК пока неопределенны в силу ограниченности финансовых возможностей.
Кроме того, во втором полугодии мы видим риски для экономки со стороны сельского хозяйства, а также смежных отраслей животноводства, в которых ситуация до конца года вряд ли выправится.
Динамика производства продукции сельского хозяйства в % к соответствующему периоду прошлого года
Источник: Росстат
Однако основной риск связан со стагнацией внешнего спроса: если еще в первом квартале 2010 года физический объем российского экспорта рос, то в последнее время этот рост остановился, а то и наблюдается падение.
Таким образом, прогнозируемые правительством 4% годового роста ВВП мы вряд ли увидим, так как этот показатель уже превышает данные за 8 месяцев 2010 года. С учетом складывающейся картины в IV квартале стоит ждать замедления до 1—1,5%, а по году показатель ВВП не превысит 3%. Такое замедление к завершению года — общемировой тренд. Так, в США к концу 2010 года может сложиться аналогичная картина: эффект высокой базы будет ухудшать выходящую макростатистику.
Динамика ВВП США в % к соответствующему периоду прошлого года
Источник: Quote.ru
Елена МАТРОСОВА