Зампред ЦБ Виктор Мельников заявил, что ЦБ намерен получить доступ к архивам операций всех российских банков, объяснив это необходимостью повышения эффективности надзора за противодействием легализации преступных доходов. Однако, по мнению участников рынка, предложения ЦБ могут обернуться утечкой секретной информации, составляющей банковскую и даже государственную тайну.
«Банк России рассматривает возможность создания программного обеспечения, позволяющего контролировать банковские операции, отчеты по которым сейчас отправляются банками в Росфинмониторинг»,— заявил вчера зампред ЦБ РФ Виктор Мельников на заседании банковского комитета Госдумы. По его словам, новый программный продукт «позволит инспекторам ЦБ вместо просматривания архива в бумажном виде осуществлять такую проверку в электронном формате».
Как пояснил Ъ глава банковского комитета Госдумы Владислав Резник, формальная задача специализированного программного обеспечения, предлагаемого ЦБ,— детальный анализ архивов при проведении проверок операций банков. Официально в Банке России заявляют, что цель нововведения — повышение эффективности и снижение трудоемкости надзора за соблюдением банками закона о противодействии легализации преступных доходов (115-ФЗ).
Однако, по мнению опрошенных Ъ экспертов, фактически ЦБ пытается обеспечить себе свободный доступ к секретным архивам банковских операций и получить косвенный контроль над ними. Сейчас Банк России вправе лишь рамочно контролировать исполнение банками антиотмывочного законодательства — по операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с установленными в законе 115-ФЗ критериями. В то же время банки сообщают в Росфинмониторинг (ФСФМ) не только об этих операциях, но и об операциях, показавшихся им подозрительными в соответствии с внутренним положением о контроле. Кроме того, банки предоставляют сведения в ФСФМ в рамках проводимых службой расследований с участием российских и зарубежных правоохранительных органов.
Сведения, передаваемые банками в ФСФМ, по словам Владислава Резника, содержат не только информацию, имеющую отношение к банковской тайне, но и данные, указывающие на объект расследования. А разглашение такой информации, в том числе и Банку России, запрещено законодательством.
Последствия предложений ЦБ могут быть значительными. «Дьявол кроется в деталях, и ключевой вопрос здесь — пределы полномочий ЦБ,— считает Владислав Резник.— По закону ЦБ может контролировать, насколько хорошо банк отслеживает операции, подлежащие обязательному контролю, а претендует на гораздо больший объем информации. В результате в ЦБ сформируется база данных, аналогичная базе ФСФМ».
По мнению законодателей, все это создаст возможности для злоупотребления информацией, проходящей по каналам связи Банка России. В результате секретная информация об объектах расследования может оказаться доступной. «Что, в свою очередь, создаст серьезные проблемы в отношениях с международными организациями по борьбе с легализацией — теми же ФАТФ и МВФ»,— полагает господин Резник.
Участников рынка предложение ЦБ озадачило. «ЦБ и так получает от Росфинмониторинга информацию об объеме предоставленных сведений и проценте отбраковки,— недоумевает начальник службы финансового контроля Банка Москвы Алексей Седов.— Этого достаточно, чтобы определить, соблюдает банк правила внутреннего контроля по борьбе с легализацией или нет. Поэтому причины, заставившие ЦБ выступить с этими предложениями, остаются непонятными».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА