Данные платежного баланса за первое полугодие 2010 года, опубликованные ЦБ в пятницу, показывают, что, помимо роста импорта товаров, его состояние ухудшают и быстрый рост импорта услуг, и выплаты внешнего долга, и рост «серого» импорта. Впрочем, по крайней мере летом 2010 года финансовое сальдо в платежном балансе было положительным впервые за многие годы: это дает возможность предполагать, что пока угроза стабильности рубля относительно невелика.
Банк России в пятницу вечером опубликовал подробные данные о состоянии платежного баланса РФ за первое полугодие 2010 года. Общие данные о сокращении сальдо торгового баланса ЦБ публиковал и ранее, и данные о сокращении положительного счета текущих операций с $33,58 млрд по итогам первого квартала 2010 года до $18,71 млрд во втором квартале, очевидно, были одним из факторов, обеспечивших «мини-девальвацию» российского рубля в начале сентября 2010 года. При этом настроения валютного рынка, очевидно, до сих пор остаются довольно негативными по отношению к рублю — так, последнее повышение цен на нефть до уровней $80 за баррель Brent и резкие заявления представителей властей Бразилии о начале эпохи «валютных войн», сопровождавшиеся анонимными сообщениями о «сбросе» долларов США центробанками стран Латинской Америки, не привели к видимому укреплению рубля, ранее в таких сценариях наблюдавшемуся.
Впрочем, дело не только в товарном импорте. Как следует из данных ЦБ, существенный вклад в сокращение профицита торгового баланса вносит опережающий рост импорта услуг. Если в первом квартале 2010 года он составлял $13,7 млрд, а в четвертом квартале 2009 года — $14,6 млрд, во втором квартале 2010 года он подскочил до $16,8 млрд. Темпы роста отрицательного сальдо баланса услуг в годовом измерении за январь-март 2010 года составили около 14%. Примерно та же картина с балансом инвестиционных доходов — во втором квартале 2009 года он составил минус $9,5 млрд, во втором квартале 2010 года — минус $11,7 млрд. Основной источник отрицательного счета инвестиционных доходов — выплаты небанковского сектора, они составили во втором квартале 16,7 млрд руб. Скорее всего, речь идет о масштабном погашении российскими компаниями внешнего долга — и пик этого процесса при продолжении тех же трендов придется, очевидно, на конец 2010 года. Реструктуризация обязательств российского небанковского сектора, запущенная в конце 2008 года, предполагала перенос выплат на 2010 год с пиком в четвертом квартале.
Все это подтверждает угрозу «схлопывания» платежного баланса с конца 2009 года, что действительно могло бы угрожать рублю. Тем не менее природу крупных инвествыплат оценить сложно — за ними может стоять и «физическая» репатриация вложенных ранее напрямую средств иностранными инвесторами в российскую промышленность, наращивающую рентабельность, и возвращение средств российских компаний во внешние казначейские центры. Напомним, относительно низкие уровни оттока капитала в 2009 году во многом обеспечивались поддержкой владельцами собственных компаний
Впрочем, как выяснилось, из России не только выводят средства, но и активно инвестируют в нее. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, напротив, во втором квартале 2010 года впервые за годы сложился положительным — $7,99 млрд, причем даже тот факт, что более половины притока по этому счету обеспечили внешние займы органов госуправления ($5 млрд), не отменяет того факта, что российские обязательства в частном секторе вне банков были крайне популярны: во втором квартале приток прямых инвестиций в небанковский сектор составил рекордные $10,55 млрд, что с лихвой покрыло отрицательное сальдо по финансовому счету в банковском секторе — $4,4 млрд. При этом динамика портфельных инвестиций во втором квартале 2010 года в небанковский сектор оставалась крайне слабой, а вот сокращение активов в банковском секторе за этот период ($11,16 млрд) было полностью компенсировано ростом активов в небанковском ($13,1 млрд) — что бы ни стояло за сменой знака финансового счета во втором квартале, рост стоимости российских промышленных активов был очевиден.
Беспокойство ЦБ в сентябре вызывал рост «серого» импорта в первом полугодии 2010 года — данные платежного баланса дают ему основание. По графам «своевременно не поступившая валютная выручка» и «чистые пропуски и ошибки» сумма, сопоставимая с объемами «серого» импорта, составила за второй квартал $6,5 млрд — это больше уровня первого квартала почти вдвое даже с поправками на сезонный и нестабильный характер данных в графе «чистые пропуски и ошибки».
В итоге основной текущей проблемой российского рубля, скорее, являются выплаты по внешнему долгу к концу 2010 года. При столь быстром росте импорта и стабильном экспорте совпадение пика внешних выплат и сезонного пика импорта могут действительно привести счет текущих операций к критически низким значениям, особенно при падающих мировых рынках. Реальные или вымышленные «валютные войны» в этом процессе при этом сыграют в ближайшие месяцы скорее стабилизирующую роль, чем негативную.
Дмитрий БУТРИН