Участившиеся переходы топ-менеджеров с одного места на другое, приглашения на работу родственников государственных деятелей — лишь один из симптомов охватившей банковский сектор «кадровой лихорадки».
Приход Игоря Путина, двоюродного брата премьер-министра, на пост вице-президента Мастер-банка вызвал большой резонанс в прессе благодаря родственным связям свеженазначенного топ-менеджера. Это, конечно, яркий эпизод, но он стоит в ряду других весьма интересных назначений последнего времени.
Ускорение
У тех, кто следит за деловыми новостями, в последние месяцы, вероятно, сложилось впечатление, что в прессе мелькает все больше сообщений о «трансферах» между банковскими командами. На первый взгляд, в этом нет ничего особенного — сотрудники банков традиционно отличаются мобильностью. Но теперь они просто бьют все рекорды. За последние 12 месяцев в открытых источниках «Ф.» обнаружил более 30 сообщений о смене работодателями топ-менеджеров. Речь идет о руководителях в ранге не ниже зампреда в кредитных организациях, входящих в топ-200. При этом переходы целой команды менеджеров мы считали одним «трансфером».
Интересно, что более трети сообщений о переходах появилось в сентябре 2010 года, более половины — в третьем квартале. Быть может,
«Действительно, тенденцию к массовым переходам менеджеров из одного банка в другой мы наблюдаем уже с начала 2010 года, и складывается впечатление, что в последнее время эти передвижения стали наиболее активными, — говорит руководитель департамента «Розничные банки» компании Cornerstone Лидия Кулешова. — Объяснить эту ситуацию можно отступлением кризиса. Рынок постепенно оживает, людям открываются перспективы развития, акционеры готовы вкладывать деньги в новые проекты, и для ведения этих проектов им требуются зарекомендовавшие себя профессионалы, сильные проверенные команды».
Банки очнулись
С точки зрения специалистов, увеличение количества кадровых трансферов является лишь симптомом общего оживления банковского рынка. Но так ли уж сильно банки оживились? По данным ЦБ, за 7 месяцев года суммарные активы банковской системы выросли на 4%. Объемы кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям — на 4,3%, кредитов физическим лицам — на 4,5%. Да, рост есть, но его темпы не умопомрачительные, и пока речь идет всего о пяти месяцах посткризисного развития. Но это если говорить о реальных результатах работы банков. А вот если говорить о наборе ими персонала — тот тут все процессы идут интенсивнее. По данным Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (ЦЭИ МФПА), пик снижения численности персонала в коммерческих банках (без Сбербанка) пришелся на сентябрь 2009 года. После этого началась обратная тенденция, и за последующие после «точки падения» 9 месяцев количество банковских сотрудников возросло примерно на 8%. Надо сказать, что максимум персонала в российских банках был накануне кризиса — то есть в сентябре 2008 года. К этому уровню еще не вернулись — тогда в коммерческих банках работали около 270 тыс. человек, а к середине нынешнего года (последние данные, имеющиеся в распоряжении ЦЭИ МФПА) — около 260 тыс. человек.
Есть крупные банки, которые набирают персонал удивительно интенсивно. Так, «Зенит» за 12 месяцев увеличил штат на 54%, «Траст»— на 40%, «Русский стандарт» — на 30%. Картину портит только «Сбер», который с апреля 2009-го уволил более 21 тыс. сотрудников. Однако даже с учетом Сбербанка численность персонала банковской системы начала расти примерно с апреля. Отток или сокращение кадров, помимо «Сбера», переживают Русь-банк (-6,1%), «Интеза» (-2,8%), ВТБ (-2,5%), а также Транскредитбанк (-1,4%), ранее консолидировавший дочерние банки.
По данным отраслевой кадровой компании «Анкор. Банки, финансовые услуги», оживление рынка труда в сегменте наблюдается с конца 2009 года, но именно в третьем квартале 2010-го (в котором зафиксировано наибольшее число «трансферов» топ-менеджеров) прирост запросов со стороны работодателей по сравнению с этим же периодом 2009-го составил более 100%. Кроме того, по данным кадрового агентства Superjob.ru, именно в июле (то есть к началу третьего квартала) количество вакансий достигло докризисного уровня.
Лояльность падает
Мониторинг Superjob.ru демонстрирует очень странную вещь. В течение первого полугодия рынок труда в банковском сегменте работал в пользу сотрудников: число вакансий росло, а количество ищущих работу падало. То есть активизировавшиеся банки «вымывали» с рынка свободный персонал. Однако в течение августа и сентября ситуация резко изменилась: количество вакансий продолжало увеличиваться, но число соискателей тоже неожиданно возросло, причем опережающими темпами. И соотношение предложения и спроса на рынке труда стало для работников ухудшаться. Одно из объяснений в том, что банковские сотрудники, соблазненные растущими зарплатами, утратили лояльность к своим работодателям и бросились искать способы повысить свои доходы. Сообщения о «трансферах» топ-менеджеров — верхушка айсберга. «Ориентация на стабильность, свойственная для кризисного 2009 года, сменяется растущей подвижностью рынка», — комментирует директор «Анкор. Банки, финансовые услуги» Анна Добрякова.
«В банковском секторе сложилась довольно сложная ситуация с удержанием персонала, — говорит руководитель департамента банковского рекрутмента Antal Russia Карл Францманн. — Ведущие компании не хотят нанимать недорогих профессионалов, вышедших на рынок, а стремятся переманить лучших у конкурентов, которым они предлагают значительно более высокие компенсации, чем получают их настоящие сотрудники».
По словам генерального директора рекрутинговой компании «Бигл» Романа Ерхова, в результате, «перекупленный специалист» обычно приходит в новый банк на зарплату в разы выше, чем у сотрудников, длительное время работающих в этом банке на аналогичных позициях.
Зарплата растет
Стремление к перекупке лучших специалистов породило еще одну странность рынка труда в банковской сфере: хотя дефицита рабочей силы как такового нет, хотя количество имеющихся у кадровых агентств резюме постоянно превышает число вакансий, в банковском секторе опять началось зарплатное ралли. По данным ЦЭИ МФПА, проанализировавшего зарплаты 37 крупных банков, к 1 июля 2010 года текущая средняя зарплата в банковском секторе составила 54,5 тыс. рублей, что на 24% выше, чем год назад. Средняя зарплата впервые превысила отметку докризисного уровня на 8%. Несколько иные, но близкие данные у компании Superjob.ru, согласно которым докризисного уровня банковские зарплаты достигли к началу лета, а к сентябрю превысили его на 3,8%. Больше всех платит своим сотрудникам Газпромбанк, средняя зарплата в котором, по данным ЦЭИ МФПА, к середине года достигала 178 тыс. рублей, на втором месте банк «Зенит» (106 тыс. рублей), на третьем — ВТБ (95 тыс. рублей).
Если судить по тому, за кем именно гоняются банки, то можно предположить, что они опять готовятся к кредитной экспансии. По сведениям Superjob.ru на август 2010 года, банкам больше всего нужны специалисты кредитного отдела — на них приходится 28,2% запросов со стороны кредитных организаций. На втором месте оказались операционисты (15,5%), тройку лидеров замыкают специалисты по работе с клиентами (12,6%).
По словам Татьяны Бартюк из Antal Russia, сегодня в банковской отрасли ощущается дефицит менеджеров по продажам и маркетологов. «Таких специалистов банки готовы перекупать», — отмечает эксперт. Если же говорить о штучных, эксклюзивных специальностях, то в числе наиболее дефицитных профессий — причем не только для банковского сектора, но и для России вообще — специалисты по стратегическому развитию банков, которым кредитные организации готовы предложить от 150 до 400 тыс. рублей. Между тем, еще не так давно к числу самых дефицитных банковских специальностей относились риск-менеджеры.
Набор авансом
Итак, рынок труда в банковской индустрии перегрет — в том смысле, что активность многих банков в найме персонала существенно превышает их успехи на ниве кредитования. При этом банки кинулись перекупать лучших специалистов друг у друга, что приводит к падению лояльности служащих, росту числа кадровых «трансферов» и зарплатному ралли. Если объемы выданных кредитов сегодня меньше, чем накануне кризиса, то платят банковским служащим уже больше докризисного. Правда, можно предположить, что данное зарплатное ралли коснулось только лучших и наиболее квалифицированных специалистов высокого ранга.
Банки набирают персонал, предназначенный для работы с клиентами, для выдачи кредитов. Набирают его авансом — с расчетом на будущую экспансию. Переманивают топ-менеджеров у конкурентов и приглашают на работу родственников высокопоставленных сановников. Как можно судить по некоторым отрывочным сообщениям, роль рисковых подразделений («мешающих» кредитным департаментам выдавать ссуды) начала падать. До конца года станет ясно, смогут ли банки реализовать свой потенциал экспансии или начнут снова увольнять сотрудников.
Константин ФРУМКИН
Таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.