России нужен такой международный финансовый центр, который будет интегрирован в отечественную экономику. Он должен базироваться не только на иностранных, но и на сильных внутренних инвесторах и обеспечивать доступ к финансированию бизнеса любого размера и из любой отрасли.
Вряд ли великое дело в огромной стране можно реализовать без проекта-драйвера. В развитии инноваций таким проектом видится Сколково, в формировании финансовой системы флагманский проект тоже давно определен — это международный финансовый центр (МФЦ). Так что нет смысла спорить о том, нужен МФЦ или нет, важно, каким он должен быть.
Однако в последнее время обсуждение МФЦ преимущественно сводится к развитию инфраструктуры в Москве, к тому, как привлечь иностранных инвесторов. Сколько денег МФЦ даст экономике и каким образом, обсуждается гораздо реже. Неправильное же осознание целей может привести к тому, что МФЦ будет функционировать в формате внутреннего офшора. Финансовый капитал в рамках такой модели не будет поступать в национальную экономику и не будет способствовать развитию инфраструктуры и модернизации производственных мощностей.
Это допустимо, когда национальная экономика сравнительно мала (как, например, в Дубае), однако неприменимо в рамках крупной развивающейся страны, поскольку приведет не только к стагнации реального сектора экономики, но и к росту социального неравенства. Пример резких социальных контрастов — Мумбаи (Бомбей), где развитый финансовый центр сочетается с ветхой инфраструктурой и трущобами на окраинах. Вне зависимости от того, будет ли МФЦ в Москве похож на Дубай или на Мумбаи, вместо мирового финансового центра, сопоставимого с Лондоном или Нью-Йорком, государство рискует получить пузырь на финансовом рынке и во всей экономике.
Финансовый центр: хоть сегодня
В принципе, Москва уже функционирует как финансовый центр: аудиторские и консалтинговые компании, работающие в разных странах СНГ, как правило, делают главным именно московский офис; на конец февраля в финансовой сфере было занято 7,8% населения (без учета малого предпринимательства). Для сравнения: в Лондоне на конец 2008 года — 7,9% населения, в Нью-Йорке на июнь 2010−го — 11,6%. Количество банков и иных финансовых организаций в Москве тоже велико, а если взять объем финансовых потоков в столице, обороты двух бирж и активы банков, зарегистрированных в Москве, то мы получим весьма мощный центр капитала и финансов. При этом Россия по объемным характеристикам рынка капитала уже обгоняет крупные развивающиеся страны, сопоставимые по структуре финансовой системы (см. график 1): в масштабах экономики публичный рынок капитала используется значительно интенсивнее, чем в других сопоставимых странах.
Надо сказать, что вырастить большой финансовый центр не так уж и сложно. Благоприятный налоговый режим (причем именно в границах центра), льготы для иностранных инвесторов, брокеров, инвестбанков, хорошие офисы, приятные рестораны рядом с офисами, решение транспортной проблемы — вот, собственно, и все. Мировой финансовый центр раздуется как на дрожжах, и можно будет отчитаться об очередном успехе. Вопрос: зачем это стране?
В поисках инвесторов
Ключевое условие развития рынка капитала — присутствие крупных институциональных инвесторов, в первую очередь пенсионных фондов, страховых компаний и фондов прямых инвестиций. Такие инвесторы не только смогут стать источником финансовых ресурсов для российской экономики, но и сделают российские биржи привлекательными для эмитентов из других стран.
При этом фактически единственной мерой в Плане мероприятий по созданию МФЦ в Российской Федерации, направленной на привлечение долгосрочных инвесторов, является совершенствование режима освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, полученных стратегическими инвесторами. Однако, чтобы привлечь таких инвесторов, одной этой меры не хватит, а высокая инфляция, нестабильный курс рубля и пока еще высокий уровень коррупции ощутимо перевешивают любые поблажки в налогообложении. Как следствие, в отсутствие улучшений в макроэкономической обстановке капитал, который придет в страну, будет преимущественно спекулятивным. Кроме того, это вызовет рост арендных ставок, зарплат в непроизводственных отраслях, дальнейший рост разрыва между Москвой и регионами и в конечном итоге приведет к росту пузырей на всех рынках.
Альтернатива иностранным спекулянтам — отечественный инвестор. В рамках проекта МФЦ нужно создавать значимые стимулы роста пенсионного рынка и иных институциональных инвесторов. Продолжение пенсионной реформы, создание новых долгосрочных инструментов, поощрение выхода на публичные рынки новых компаний, налоговые стимулы и пропаганда долгосрочных инвестиций населения — это то, что необходимо делать уже в ближайшее время.
Второе условие — МФЦ не должен стать самоцелью. Его создание оправданно, если он сможет питать финансами отечественную экономику. Не должна повториться ситуация 2008 года, когда в стране были средства на борьбу с кризисом, но не было отработанных каналов их доставки в экономику.
Сейчас из финансовой системы значительная часть предприятий вообще выключена — даже оборотные средства крайне редко пополняются за счет кредита или факторинга. Это снижает потенциал экономического роста и резко ограничивает ресурсы модернизации. Российский рынок капитала очень концентрированный. В основном на нем функционирует несколько десятков эмитентов и инвесторов, остальные либо статистически незаметны, либо появляются на рынке от случая к случаю. Большая роль иностранного капитала, преимущественно краткосрочного, повышает риски финансовой системы: неустойчивость, подверженность мошенничеству и манипуляциям. Весьма вероятен и «эффект переливания», когда отток иностранного капитала и проблемы финансовых институтов ведут к разбалансировке всей национальной экономики.
Необходимо срочно закрыть все основные белые пятна в финансовом законодательстве и регулировании. Фактически мы работаем сейчас в финансовой системе XIX века. Чтобы осуществить секьюритизацию активов, надо ехать в Голландию или Люксембург — отечественный закон уже несколько лет «висит» в Госдуме. Это не единственный пример. Даже простое перечисление подобных белых пятен займет как минимум пару страниц (в следующих статьях мы рассмотрим наиболее яркие примеры на банковском, страховом и лизинговом рынках).
Еще до кризиса «Эксперт РА» и Ассоциация региональных банков «Россия» подготовили Концепцию развития российского финансового рынка до 2020 года (полная версия документа — http://raexpert.ru/strategy/conception/). Прошло три года, но актуальность мер и задач не уменьшилась ни на йоту. Справедливости ради надо отметить, что на банковском рынке многие решения, которые мы предлагали, уже реализованы регулятором в рамках антикризисных мер. Но пока это лишь первые шаги, нужно дать импульс всему российскому финансовому рынку, тогда и МФЦ (по меткому выражению одного из чиновников, «штаб-квартира российского финансового рынка в Москве») как его органическая часть будет развиваться и расти.
Согласно Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, МФЦ должен стать лидирующим рынком для стран СНГ, Центральной и Восточной Европы и одним из ведущих финансовых рынков на евразийском пространстве. Предполагается, что качественное развитие российского финансового рынка — увеличение количества участников (особенно крупных российских и иностранных долгосрочных институциональных инвесторов), расширение спектра инструментов, рост ликвидности торгов и прозрачности эмитентов — поможет уменьшить волатильность и увеличить стабильность российского финансового рынка, привлечь в российскую экономику значительные финансовые ресурсы и снизить стоимость заимствования для российских компаний. К 2012 году предполагается рост доли финансового сектора до 6% ВВП, доля иностранных бумаг в биржевом обороте должна составить не менее 10%.
Павел МИТРОФАНОВ, Роман РЫБАЛКИН, Павел САМИЕВ