Банк России заявил о том, что с середины 2007 года намерен сообщать руководству банков результаты оценки их финансовой устойчивости. Сейчас такие сведения полностью закрыты: они являются внутренней информацией ЦБ. Заявление регулятора вызвало недоумение у участников рынка. По их мнению, решение ЦБ неизбежно приведет к утечке данных и возникновению инсайда. Что, в свою очередь, обернется появлением на рынке черных списков кредитных организаций.
Как сообщила вчера на заседании клуба банковских аналитиков заместитель начальника управления банковского регулирования и надзора Центробанка Анжела Ханачевская, «новые указания могут вступить в силу в середине 2007 года, но это точно будет не с 1 января 2007 года». Регулятор собирается доводить свои оценки банков до сведения руководства кредитных организаций. «Мы предполагаем, что кредитным организациям было бы интересно узнать, как ЦБ оценивает финансовую устойчивость банка»,— добавила госпожа Ханачевская. Кому из топ-менеджеров банка будут сообщаться такие данные, ЦБ пока еще не решил. Иными словами, ЦБ готов выпустить на рынок информацию, которая сейчас предназначена исключительно для служебного пользования Банка России.
Новые критерии финансовой устойчивости банков определены в проекте указания «Об оценке экономического положения кредитных организаций», который Банк России опубликовал на своем сайте в августе. В соответствии с ними банки предлагается разделить на пять классификационных групп в зависимости от выполнения обязательных нормативов ЦБ, финансовой устойчивости и наличия примененных к ним мер воздействия со стороны регулятора.
Участники рынка испугались намерений своего регулятора. По их мнению, открытие этой информации чревато серьезными последствиями для рынка. «Нововведение может спровоцировать серьезные проблемы: если топ-менеджеры банка узнают о своих проблемах, они воспользуются ситуацией и попытаются выкачать из банка ресурсы,— считает главный экономист инвестиционного банка Траст Евгений Надоршин.— Кроме того, конкуренты могут попытаться заполучить информацию о финансовом состоянии контрагентов. Но даже если ЦБ сделает эту информацию общедоступной, то банки, попавшие в категорию проблемных, сразу же получат отказы в кредитных лимитах на межбанке. Что может привести к повторению кризиса 2004 года».
«Существуют репутационные банковские риски,— пояснил Ъ один из инвестбанкиров.— В нашей практике был случай, когда мы отказали в открытии кредитного лимита одному банку, чье финансовое положение было в порядке,— просто на момент отчетности от него ушел крупный клиент». В итоге, по его словам, произошла утечка информации, и банк получил целую цепочку отказов от других участников рынка. Кроме того, как заметил еще один сторонник конфиденциальности, «в любой методике есть риск субъективного фактора». «Служебная информация ЦБ не должна появляться ни в открытом, ни частичном доступе — это будет стравливать банки»,— считает он.
«Если информация будет находиться в ограниченном доступе, возможна спекуляция черными списками в интересах отдельных банков и их клиентов»,— считает зампред правления банка «Московский капитал» Алексей Улинец.
Ряд банкиров допускают, что нововведение ЦБ может быть полезно, однако лишь в случае, если данные будут полностью открыты для всех. «Решение ЦБ — половинчатое,— заявил Ъ заместитель председателя правления Москоммерцбанка Асхат Сагдиев.— Избежать конфиденциальности все равно не удастся. Более логичным будет публиковать ее в открытом доступе, что хотя бы будет стимулировать банки к прозрачности».
Анна ИНОЗЕМЦЕВА