Больше половины россиян тратят все заработки, а самые бережливые живут в Тюмени и Самаре, обнаружил Центр стратегических исследований «Росгосстраха». Теоретически жители России склонны к сбережениям, но одним пока нечего откладывать, другие предпочитают жить одним днем.
Центр стратегических исследований (ЦСИ) «Росгосстраха» опросил 12 120 респондентов в 34 городах, чтобы выявить их отношение к надежности финансовой системы, предпочтения в сфере накоплений и инвестиций.
Большинство россиян (60%) не верят в долгосрочную стабильность финансовой системы. Доверчивых больше среди зажиточных граждан: среди тех, кто может купить квартиру, их 59,2%, а среди тех, кто с трудом наскребает на питание, 71,4% не верит в стабильность финансовых институтов. Обеспеченные люди обладают несравнимо большим объемом информации о реальном положении дел, говорится в материалах «Росгосстраха». Главные пессимисты живут в Красноярске (68,7%), Владивостоке (66,5%) и Москве (65,5%), а оптимисты — в Новокузнецке и Уфе (их по 49,2%). Кроме уровня доходов имеет значение и отрицательный опыт, поясняет руководитель ЦСИ «Росгосстраха» Алексей Зубец. Жители Москвы и крупнейших городов в большей степени столкнулись с последствиями дефолта 1998 г. и банковского кризиса летом 2004 г.
Больше половины населения (51,6%) тратит все заработанное, и только 21,3% регулярно откладывают деньги (в среднем 13% доходов). Копят они в основном на черный день (46,4%), на старость (19,9%), на образование и поддержку детей (15,4%) или покупку квартиры (11,4%). Главные транжиры живут в Липецке и Оренбурге: тратят все, что получают, там примерно по 60% опрошенных. А самые бережливые — жители Тюмени и Самары: регулярно делают сбережения больше четверти горожан. Почти половина москвичей и петербуржцев тоже тратят все. Зубец объясняет это высокой стоимостью жизни. Всего есть накопления у 40,8% россиян, совсем ничего не сберегают по 65,9% астраханцев и пензенцев. Зато у 46,1% ярославцев и 44,9% москвичей накопления есть.
Склонны к сбережению те, у кого есть деньги, говорит Зубец. У 75,7% тех, кто может купить жилье, есть накопления, а из тех, кому едва хватает на продукты, — у 19,3%. Бедным сберегать нечего, вдобавок они с советских времен убеждены, что государство позаботится о них в случае чего. Особенных различий в поведении жителей отдельных городов нет, уверен Зубец.
Совсем другие результаты получили в начале 2006 г. маркетинговые агентства ACNielsen и GfK, опросив интернет-пользователей (молодая и обеспеченная аудитория) в 42 странах. Их респонденты считают себя богатыми: только у 5% опрошенных после оплаты обязательных расходов не остается денег — вчетверо меньше, чем в США, Британии или Франции. Свободные деньги российские интернет-пользователи тратят на одежду и технологические новинки. А вот доля клиентов банков и страховщиков в России почти на самом низком уровне из стран Центральной и Восточной Европы, хотя у 44% есть возможность откладывать деньги.
Россияне в принципе склонны сберегать, полагает экономист ING Bank Юлия Цепляева. Даже сейчас уровень сбережений около 20% ВВП — примерно как в Восточной Европе. Но они распределены неравномерно, вложены в основном в короткие инструменты и с иной, чем у европейцев, целью (на черный день или «гробовые»), добавляет Цепляева. Отсутствие сбережений у большинства россиян — не проблема их характера, а особенность экономического момента, считает экономист Альфа-банка Наталия Орлова. После 15 сложных лет люди предпочитают жить, не загадывая на 10 лет вперед, и не только не копить, но, наоборот, брать кредиты, говорит Орлова.
У ипотечных банкиров будет кодекс
IFC разработала проект «Кодекс ипотечного кредитора», и ФАС дала согласие на то, чтобы этот проект был размещен на сайте службы для ознакомления с ним банкиров. В январе 2007 г. ФАС обсудит его на экспертном совете по финансовым рынкам при службе. Это имиджевый проект, в рамках которого банки, которые согласятся со стандартами раскрытия информации при ипотечном кредитовании, предложенными IFC, смогут разместить специальный знак, говорит начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева.
Александра ПЕТРАЧКОВА