Банковская система Ирландии стоит на пороге дефолта. Среди возможных последствий — возобновление кризиса суверенных долгов в еврозоне, в эпицентре которого окажется Изумрудный остров.
В период предкризисного бума 2000—2007 годов Ирландия была типичным «периферийным везунчиком». Ее экономическое развитие очень напоминает новейшую историю Исландии, которую бурное развитие банковского бизнеса и ипотечного кредитования уже де-факто привело к дефолту. Однако крах финансовой системы Ирландии имел бы куда более тяжелые последствия для еврозоны и ЕС. Поэтому и Брюссель, и Франкфурт скрипя зубами продолжают поддерживать Дублин. Однако их помощь и гарантии не бесконечны, и к моменту выхода этой публикации крупнейший банк Ирландии Anglo Irish Bank, скорее всего, уже объявит о частичном дефолте по своим обязательствам. Последствия этого шага могут быть очень серьезными.
«Золушка Европы»
До середины ХХ века Ирландия была бедной и отсталой европейской периферией, периодически сотрясаемой чудовищными вспышками голода. Так, печально известный Великий картофельный голод 1841—1851 годов привел к сокращению населения приблизительно на 30% (3 млн человек). Около 15% населения умерли от голода, еще 15% были вынуждены покинуть Изумрудный остров, их новой родиной стала Америка. Президент США Джон Кеннеди и автомобильный магнат Генри Форд были прямыми потомками эмигрантов, прибывших из Ирландии на одном из «плавучих гробов» как раз в этот период. Неурожаи и голод продолжались и в начале ХХ века, потоки эмиграции в Америку не ослабевали. Сейчас в Штатах проживают более 40 млн человек ирландского происхождения.
Обретение Ирландией независимости в 1949 году (до 1921-го она была территорией Великобритании, после — ее доминионом) мало что изменило в ее экономике. Ирландия оставалась экономической обочиной Европы вплоть до 1990-х годов.
Звездный час
В конце 1990-х — начале 2000-х Ирландия совершила удивительный экономический скачок: рост ВВП был прямо-таки «китайским» — в среднем 8—9% в год. Экономика «кельтского тигра» испытала огромный приток ликвидности извне и быстро переориентировалась с некогда доминировавшего сельскохозяйственного сектора на промышленность, на которую сейчас приходится приблизительно половина ВВП. Транснациональные компании с удивлением обнаружили в Ирландии квалифицированную англоговорящую рабочую силу и наперегонки стали переводить свои офисы на Изумрудный остров. Для многих бизнесменов из США, в жилах которых течет ирландская кровь, это было символическим возвращением на родину. На фоне этих успехов впервые за всю свою историю Ирландия испытала большой миграционный приток населения — в страну на заработки потянулись рабочие из Польши и Прибалтики.
Рост экономики сопровождался бурным развитием финансового сектора, логистических центров и рынка недвижимости. Безграничный оптимизм обернулся ростом кредитования и переоценкой стоимости активов. Заимствования частного сектора, по данным ОЭСР, выросли с 128% ВВП в 2002 году до 215% в 2007-м, в среднем на 20% ежегодно. Ипотечное кредитование было еще более динамичным — среднегодовой темп роста составлял 25%. В результате образовался чудовищный пузырь: доля жилищного строительства в ВВП в 2006 году достигла 13%, что почти в два раза больше, чем в среднем по ОЭСР (а ведь многие развитые страны тоже переживали в это время бум в секторе недвижимости), и даже больше, чем в Испании. Сверхблагоприятные условия предоставления кредитов на фоне экономического бума были самоусиливающимся процессом. Доступность и дешевизна кредита повышала цены активов, стоимость залогов у банков увеличивалась, банковские стандарты оценки платежеспособности заемщика ослабевали, что позволяло населению и бизнесу брать в долг еще больше. Одновременно в разнос пошли и госфинансы. Постоянный рост стоимости активов повышал объем собираемых государством налоговых поступлений, и правительство, не мудрствуя лукаво, понизило налоги для физических лиц и увеличило расходы.
Полночь
Когда цены на недвижимость достигли потолка и стали падать (это произошло почти синхронно по всему миру в начале-середине 2007 года), все три процесса развернулись в обратную сторону. Банки остались с обесценившимися залогами и плохими кредитами, население и бизнес — с неподъемными долгами и резко ужесточившимися условиями финансирования, а государство — с огромной дырой в госбюджете. Бум обернулся тяжелейшим кризисом: ВВП упал на 3% в 2008 году и на 7% в 2009-м. Фактически Ирландия пострадала от кризиса больше всех развитых стран, за исключением, пожалуй, крошечной Исландии. Два года назад, в условиях закрытия внешних источников финансирования, правительству пришлось инициировать процесс национализации крупнейшего банка страны — Anglo Irish Bank (с активами объемом в 50% ВВП!) и срочно рекапитализировать другие банки. Кроме того, правительство создало специальный «плохой банк» NAMA (National Asset Management Agency). Его миссией стала покупка на деньги налогоплательщиков мусорных (в основном ипотечных) активов пяти крупнейших ирландских банков — Bank of Ireland, Allied Irish Banks, Anglo Irish Bank, EBS Building Society и Irish Nationwide Building Society — аж на 81 млрд евро в течение нескольких лет. По оценке МВФ, крах банковского сектора может обойтись экономике Ирландии в более чем 30% ВВП.
Последовавший резкий рост безработицы, особенно быстрый в строительном секторе, привел к катастрофическому падению налоговых поступлений. Одновременно выросли госрасходы: большему количеству безработных надо выплачивать больше пособий. Дефицит бюджета в прошлом году составил чудовищные 14,3% ВВП. Весной того же года Ирландия одной из первых среди развитых стран была вынуждена принять программу фискальной консолидации, пока другие страны баловались кейнсианскими мерами стимулирования экономики, раздувая дефициты и увеличивая госдолги. Около 400 тыс. бюджетников — чиновникам, учителям, полицейским, медицинским и социальным работникам — была на 5—15% снижена зарплата. Программы соцобеспечения также были урезаны: на 10% сокращены пособия на ребенка и на 4% — все остальные выплаты. Среди прочих мер фискальной консолидации было и повышение НДС с 21 до 21,5%. Однако эта затея не увенчалась успехом. Дело в том, что в соседней Великобритании о дефиците бюджета тогда особо не задумывались (отрезвление пришло лишь в 2010 году), а наоборот, увеличивали его с помощью антикризисных мер. И, в частности, временно снизили НДС с 17,5% до 15%. Население Ирландии смекнуло что к чему и стало отовариваться в соседней, принадлежащей Великобритании Северной Ирландии. Под стоны местных ритейлеров ирландцам пришлось снизить НДС обратно до 21%.
Весной 2010 года Ирландия вместе с другими проблемными периферийными экономиками еврозоны — Португалией, Грецией и Испанией — оказалась на грани кризиса суверенных долгов: инвесторы стали сомневаться в способности этих стран платить по своим обязательствам. После создания в мае европейского стабилизационного механизма объемом 750 млрд евро напряженность вокруг PIGS несколько спала. Однако затребованное ЕС и МВФ сжатие госрасходов и увеличение налогов в этих странах не прошло даром. Лишившиеся господдержки экономики, по всей видимости, еще долго не смогут выкарабкаться из рецессии.
Приостановившийся было в первом квартале экономический спад в Ирландии возобновился во втором квартале. Рецессия продолжается: по прогнозу МВФ, ВВП упадет в этом году еще на 1,5%. И если весной текущего года внимание инвесторов было в основном приковано к Греции, то новым антигероем нынешней осени, скорее всего, станет Изумрудный остров. Текущая напряженность зашкаливает: доходность гособлигаций уже значительно выше предыдущего пика, достигнутого в мае, в то время как доходность гособлигаций других стран PIGS пока не дотягивает до весенних высот. Инвесторы предпочитают избавляться от ирландских бумаг в первую очередь. Почему?
В конце сентября истек срок госгарантий по субординированным* и некоторым иным видам обязательств Anglo Irish. Несмотря на то что государство уже вкачало в этот зомби-банк около 23 млрд евро, он все еще де-факто неплатежеспособен, и окончательная стоимость рекапитализации, по оценкам Standard & Poors, может превысить 35 млрд евро. Кормление этой черной дыры деньгами налогоплательщиков не очень нравится последним, и власти вынуждены прислушиваться к их мнению. Разумеется, дефолт по обязательствам Anglo Irish стал бы настоящей бомбой для европейской финансовой системы, и правительство Ирландии всячески заверяет инвесторов о невозможности подобного сценария. Но не всех инвесторов. Так, оно не собирается продлевать госгарантии по субординированным долгам банка объемом в 2,5 млрд евро. Фактически это не что иное, как заявление о том, что держателям этой рискованной части обязательств Anglo Irish придется понести потери. К концу сентября рыночная цена субординированных облигаций упала до 20—30% от номинала. Готовы к частичному дефолту и рейтинговые агентства — 27 сентября Moodys снизило кредитный рейтинг по различным типам облигаций Anglo Irish сразу на три-шесть ступенек.
Другим источником риска является «старший» долг Anglo Irish. Если дефолт по субординированным долгам будет воспринят инвесторами, мягко говоря, противоречиво, то возможный частичный дефолт по «старшим» долгам станет настоящим скандалом. Скорее всего, правительство не сможет позволить себе такой роскоши и будет платить — из 16 млрд евро долга этого типа около четверти придется выложить уже в октябре. Впрочем, у рынка нет уверенности в способности Ирландии самостоятельно справиться с проблемами. Уже сейчас ей приходится платить покупателям гособлигаций больший процент за риск, чем в самые тяжелые дни греческого кризиса весной этого года. Закручивающейся все глубже спирали экономического спада, проблем банковского сектора и утраты доверия со стороны инвесторов ей практически нечего противопоставить. Хотя полночь для «дублинской Золушки» часы пробили уже давно, далеко не все еще разглядели, что золотая карета превратилась в тыкву, прекрасные кони — в мышей, а государственные и корпоративные долги — в бумагу. Возможно, как отмечают аналитики Barclays, Ирландии придется прибегнуть к помощи МВФ, без этой «феи» «Золушка» может и не справиться.
* Субординированный долг — это долг, держатели которого в случае банкротства должника получают деньги после полного обслуживания обязательств с правом преимущественного погашения («старшего» долга — senior debt).
Александр ЗОТИН