По оценке платежного баланса ЦБ, в III квартале продолжилось снижение внешнеторгового сальдо
Торговый баланс определил сокращение сальдо счета текущих операций до менее чем $3 млрд в месяц; за III квартал — $8,7 млрд против $18,8 млрд во втором и $46,6 млрд в январе — марте. По итогам девяти месяцев сальдо почти вдвое выше, чем год назад.
До конца года сальдо текущего счета будет снижаться в сравнении с
На колебания курса рубля в среднесрочной перспективе будет влиять капитальный счет, а не текущий, считает Цепляева: так было и в кризис 2008 г. Профицит текущего счета перекрывает дефицит счета операций с капиталом, хотя в III квартале зазор совсем небольшой, говорит Морозов: «Фундаментальная картина резко поменялась в отрицательную для рубля сторону». Если ситуация не изменится, то в IV квартале рубль ослабнет, правда, его может поддержать ЦБ или приток капитала. С начала года отток капитала в частном секторе составил $16 млрд, в том числе $4,2 млрд в III квартале. В IV квартале будет приток, успокаивает Улюкаев, он прогнозирует отток за год в $12,5 млрд, таким образом, приток в октябре — ноябре может быть $3,5 млрд.
Отток III квартала — эффект искусственно созданных «сентябрьских волнений», уверена Цепляева, их спровоцировала скупка валюты для «Лукойла», выкупившего свои акции у ConocoPhillips. Кроме того, обращает она внимание, в лидеры по объему валютных сделок вышли банки, «названия которых даже ни о чем не говорят, они явно не из первой сотни». «Не все благополучно с оттоком по серым схемам», — заключает Цепляева. Такое бывало в периоды смены политических элит, помнит она, не исключая, что тот же фактор действует и сейчас, только в масштабах Москвы, а не России.
Банки занимают
В III квартале банки резко нарастили внешний долг — на $14,1 млрд против $2 млрд в I квартале и снижения задолженности на $4,5 млрд во втором. Займы корпоративного сектора растут с начала года, увеличившись в целом на $17,3 млрд. Возможно, банки увеличили активность по рефинансированию долгов и кредитов компаний, полагает Морозов. Ставки на глобальном минимуме, говорит Егор Федоров из Банка Москвы, и крупнейшие банки — Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Банк Москвы — пытаются этим воспользоваться. Сбербанк привлек около $2 млрд на рефинансирование долга UC Rusal, приводит он пример. Кредит в России дешевеет и банки пытаются зафиксировать маржу, отмечает он.
Ольга КУВШИНОВА, Филипп СТЕРКИН