Все последние месяцы «Межпромбанк», лишившийся сегодня лицензии, был неподражаем. С начала лета ему удалось натворить столько, что его имя надолго останется записанным отдельной строкой в истории кризиса. Ему, конечно, не удалось «развести» государство на десятки и сотни миллиардов рублей, как иным солидным клиентам АСВ. Тем не менее, то, что произошло с банком по воле его владельца Сергея Пугачева, вызывает удивление, граничащее с восхищением.
Больше трех месяцев мы наблюдали за приключениями банка, нескончаемыми, как голливудский мультсериал «Том и Джерри». Казалось,
Может, и нет, но, читая список последних проделок «Межпромбанка», трудно оставаться серьезным (да простят меня его инвесторы и кредиторы). Кстати, может, именно потому, что все сохраняли серьезность, банку удавалось так долго пускать пыль в глаза: если бы все вовремя поняли, что Пугачев блефует, этот список наверняка был бы короче. Итак, чем чем же нас так поразил «Межпромбанк»?
В середине июня банк перестал обслуживать «беззалог» (32 млрд руб.). Вообще-то уже тогда банк мог поплатиться лицензией, но нет: ЦБ не спешил, даже невзирая на демонстративное отсутствие желания у Пугачева как можно скорее воспользоваться предложенной поддержкой. Просто чудовищная дерзость.
Поначалу наш Джерри, то есть, простите, в данном случае Джеральд Ковальски — председатель совета директоров «Межпромбанка» — уверял всех, что денег у банка полно, инвесторам нечего волноваться. Банк расплатится по облигациям ($200 млн), срок погашения по которым наступает через три недели, держатели другого выпуска (200 млн евро) тоже свое получат. Ах, каким проказником и лгунишкой оказался этот наш Джерри: ничего подобного не произошло.
Следующей забавой банка стал слив в СМИ полугодовой отчетности по РСБУ, где весь кредитный портфель в 154 млрд руб. оказался просроченным. Определенно, составление такой отчетности — редкостное веселье для бухгалтерии банка. Через неделю, впрочем, опубликовали другую, «нормальную» — с просрочкой в 4% портфеля. Вброс в СМИ плохой отчетности за день до погашения евробондов зато дал понять их держателям, что байки насчет ликвидности — ловкий трюк. Но догадались не все, ведь для них наш Джерри приготовил «кошелек на веревочке»: премию в 5% от номинала тем, кто согласится на реструктуризацию.
В «кошельке» для инвесторов оказалось еще и поручительство компаний Пугачева другими активами — судостроительными верфями, на которые претендует ОСК. В случае продажи полученные средства должны были пойти на досрочное погашение по облигациям. Никто так и не понял, правда, чего стоит поручительство верфями, которые взял себе в залог ЦБ при реструктуризации беззалогового кредита. Но все равно согласились.
Спустя несколько месяцев после начала этой безумной гонки Джерри должен был подустать. Ха, как бы не так! Пугачев до последнего давал понять: еще чуть-чуть и он согласиться взять на решение проблем с кредиторами дорогущий займ у ВТБ. Но пока шли переговоры, газеты еще несколько раз успели написать, что вот сегодня, «до десяти утра» банк лишится лицензии. А напоследок банк еще раз позабавил — сообщил, что скупил треть выпуска облигаций с погашением в 2013 году, чтобы блокировать их досрочное погашение. «Это самый настоящий блеф!» — возмущается аналитик «ВТБ Капитала» Максим Раскоснов.
Конечно, это блеф, причем от начала и до конца. Не очень-то «Межпромбанк» и нужен был Пугачеву. Спасти его, само собой, было бы неплохо, но уж когда дело дошло до дележки главного его актива — Элегестского месторождения — ценой в несколько миллиардов долларов, до банка ли?
Теперь впору задаться вопросом: как ему так долго удавалось блефовать? Как же у Пугачева все время получалось дать понять, что у него на руках более сильная карта, чем на самом деле? На этот вопрос, которым некоторые стали интересоваться еще три месяца назад, сегодня неожиданно ответил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, сказав, что завышенные ожидания относительно «Межпромбанка» сформировали рейтинговые агентства.
Что ж, рейтинги «Межпромбанка» на начало июня были и вправду хороши: S&P — «BB -», Fitch — «B», Moodys — «B1». Чем не козыри за покерным столом? Тем не менее, очевидно, что ЦБ, у которого не раз возникали основания для отзыва лицензии у «Межпромбанка», выгодно перекладывать ответственность на агентства. Ведь теперь держатели облигаций захотят претендовать на средства от продажи заложенных Банку России судостроительных активов. Больше кредиторам рассчитывать не на что: в релизе регулятор написал, что отчетность банка была недостоверной, а резервы (составлявшие треть портфеля!) — неадекватными. «Сырная дырка», сказал бы Джерри.
Елена ЗУБОВА