Презрение мелочи стало настоящим поветрием. Если хотите, фирменным стилем наших финансовых организаций. Ни банкоматы, ни платежные терминалы не предусматривают выдачу мелких монет и купюр. То есть сдачу с аппаратов моментальных платежей, как ни старайся, наличными не возьмешь. И крупные деньги в банкомате на мелкие не разменяешь.
Теоретически «мелкую» сдачу терминалы вполне могли бы давать. Но оказывается, что для клиентов дешевле вообще ее не получать. «Тот, кто получит рубль сдачи, обязательно переплатит комиссию, так как обработка мелких наличных денег обойдется в 3—5 раз дороже», — уверяет президент комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронных торгов (НАУЭТ) Борис Ким.
Есть и другое объяснение: заряжать банкоматы и терминалы мелкими купюрами просто невыгодно. Слишком много занимают места.
Не меньшая головная боль ждет вас, если осталась мелочь после поездки в страны, имеющие «мягкие валюты». С конвертируемыми долларом и евро все в порядке. А, например, с казахскими тенге, таджикскими сомони или литовскими литами — может быть проблема. Хотя на них Центробанк ежедневно устанавливает официальный курс. Пытаясь сходу обменять 400 литов, оставшихся после командировки, наш корреспондент так и не смогла этого сделать. Например, вчера в Москве литы меняли только пять из более 500 банков. И найти их адреса удалось только на специальном валютном сайте. А между прочим, 400 литов — это почти 5 тысяч рублей по курсу ЦБ.
Что же надзирающие органы? Оказалось, что по инструкции ЦБ банки самостоятельно определяют, с какими валютами им работать. Так что банки предпочитают «не мелочиться» с иностранной валютой «второго сорта». Как, впрочем, и с российскими монетами. Если вам вдруг вздумается обменять накопившиеся в доме многочисленные копейки на купюры, то придется платить за эту операцию. Комиссия может составить от 50 до 200 рублей. Как объяснил «РГ» ведущий юрист юридической компании «Налоговик» Евгений Максимов, операции с монетами и мелкими купюрами малодоходные и приносят кредитной организации больше издержек, чем прибыли. «Во-первых, пересчет монет занимает больше времени и требует установки оборудования, которое по своей стоимости дороже счетчиков купюр», — говорит Максимов. Качественный и быстрый счетчик монет с минимальной погрешностью и функцией распознавания «юбилейных» денег стоит от 200 тысяч рублей, в то время как оборудование для «бумаги» обходится гораздо дешевле. Поэтому за прием мелочи, а фактически за ее пересчет, банки берут комиссию. Во-вторых, тратится время, которое, как известно, тоже деньги. На обслуживание «мелочных» клиентов его тратится больше. Опять же — очереди. И банки могут потерять других, более выгодных посетителей. В-третьих, транспортировка крупных сумм в «железных» деньгах требует применения большей силы и большего количества инкассаторов, что тоже идет в банковские затраты. А так как никто банки не обязывает заниматься мелочью, они ею по возможности и не занимаются. Или устанавливают такие комиссии, что себе дороже со всем этим связываться. И жаловаться некому, резюмирует Максимов. Складывается впечатление, что если банкам дать волю, то они бы, наверное, оставили в обороте только пятитысячные купюры. Сколько можно было бы сэкономить на перевозке денег. Впрочем, с горстью- другой монет лучше сходить в магазин. Желательно утром. В это время у продавцов зачастую как раз мелочи не хватает.
Кстати, даже инициируя прекращение чеканки копейки и пяти копеек, в безналичных расчетах ЦБ от них не отказывается. И банки по-прежнему будут обязаны «пользоваться» при расчетах копейками. В целом «мелочная» проблема, по словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, характерна для стран с низким уровнем безналичных финансовых платежей. В отличие от жителей Восточной Европы, стран Балтии россияне пока крайне мало и редко пользуются пластиковыми картами, которые хорошо адаптированы под мелочь.
Но если уж говорить начистоту, то монеты у большинства россиян тоже не в чести. «Мелочь люди оценивают ровно на столько, сколько она того стоит. Так что отношение к ней соответствующее», — говорит Янин. И очень часто люди оставляют копеечную сдачу на прилавках магазинов. По словам члена Комитета Госдумы по финансовому рынку Павла Медведева, мелкие деньги в России не популярны в народе, так как их «подъедает» инфляция. За копейку уже ничего нельзя купить, да и самая «старшая» на сегодня монетка — рубль — уже мало на что способна. Кстати, обратил внимание Павел Медведев, 50-рублевые и сотенные купюры давно не котируются среди взяткодателей и работодателей, выплачивающих зар платы «в конвертах». И те и другие предпочитают купюры в 1000—5000 рублей.
Как получить сдачу
Оплачивать услуги ЖКХ, электроэнергию, газ или аренду квартиры выгоднее в банкоматах и терминалах крупных сетей. Такие устройства, в отличие от аппаратов, только появившихся на этом рынке компаний, уже около двух лет оборудованы своеобразной системой «сдачи».
Коммунальные оплаты зачастую требуют точности, например, погасить долг в 505 рублей 20 копеек. К тому же часто на индивидуальном номере квартиросъемщика, который вы вводите, уже есть мелкая задолженность. В таких случаях при оплате «круглой» суммой у терминала остается мелкая сдача, которую он выдать не может. По словам Бориса Кима, владельцы терминалов быстрой оплаты предлагают после осуществления нужной вам процедуры распорядиться сдачей на выбор.
Оставшаяся сумма может пойти, к примеру, на счет «электронного кошелька». Для тех, у кого таких модных изобретений пока нет, есть возможность направить сдачу на оплату услуг сотового оператора. Терминал лишь «спросит» у вас номер мобильного телефона. Но если и этот вариант не устроит пользователя, всегда можно перечислить оставшуюся хоть и мелкую сумму в любой благотворительный фонд.
Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации:
— Отказывать в размене мелких иностранных купюр в банке не имеют права. Согласно инструкции Центрального банка кредитные организации должны беспрепятственно менять и мелкие, и крупные банкноты. Причем независимо от их состояния. Однако установление комиссии, ее размер и курс валюты устанавливает сам банк на свое усмотрение, и здесь ЦБ никак не ограничивает организации. Это уже скорее вопрос рынка и конкуренции. Но теоретически оператор в банке может отказать вам в обмене, объяснив причину, — нет российских рублей или нет иностранной валюты в кассе. Может быть и другая причина отказа — не все банки работают со всеми международными валютами. Если у банка есть возможности импортировать и экспортировать, к примеру, киргизский сом, то они проводят операции по его обмену. И здесь банк сам решает, какие услуги ему оказывать.
Единственное, что поменять нельзя, — это монеты. Причем неважно какие — ближнего или дальнего зарубежья. Это разменный материал, проводить операции с которыми невыгодно: слишком большие издержки на транспортировку и инкассацию. Обменные точки работают при банках, а значит, деньги там должны быть учтены и отсортированы. А это еще дополнительные расходы. Поэтому во всем мире существует такая практика. Этот бизнес во всех странах подстроен только под банкноты. Разменные монеты при этом обычно даже в чеканке убыточны, поэтому из страны в страну их не возят. Потребители в случаях, когда иностранные монеты остаются на руках, могут до пересечения границы обменять их на банкноты или потратить. К сожалению, специализированных обменных пунктов для монет ни в России, ни в других странах нет.
Кстати
По Гражданскому кодексу РФ при наличных расчетах все финансовые организации обязаны выдать сдачу без ссылок на то, что не хватает разменных купюр или монет. Заботиться об их наличии — обязанность тех, кто продает товары и услуги, принимает платежи от населения. Отсутствие сдачи или отказ принять мелочь — основание для жалобы в вышестоящую организацию или Роспотребнадзор.
Как у них
Можно ли поменять небольшие суммы в иностранной валюте, которая осталась после командировки за рубежом? Мы попросили ответить на этот вопрос зарубежных собкоров «РГ».
В качестве примера мы попросили их поменять в банках своих стран на местную валюту 400 литовских литов (около 6 тысяч рублей) и 15 польских злотых (около 150 рублей).
В Великобритании крупнейшие банки NatWest и HSBC могут поменять злотые и литы только при наличии у клиента счета в банке. Без такого счета обмен готов произвести только Barclay. Легче всего обменять любые валюты, включая злотые и литы, на почте. Но обмен польских злотых начинается лишь от суммы в 20 злотых и выше.
В Литве валюту меняют в банках, ни минимальной, ни максимальной суммы не установлено.
В Бельгии иностранную национальную валюту на евро можно поменять во многих местах: в банках, на вокзалах и в аэропортах, в гостиницах, а также в частных обменных пунктах.
Обменники без проблем готовы принимать польские злотые в любых количествах (как, кстати, и российские рубли), некоторые даже не берут комиссию. С литами дело обстоит сложнее, литовская валюта остается здесь невостребованной. Шансы найти желающих принять (обменять) 400 литов очень малы.
В Южной Корее сотрудники банков не только не слышали о злотых и литах, но и плохо представляют, где находятся Польша и Литва. Доллары, евро, юани, иены можно купить и продать практически в любом банке. А что касается других валют, в том числе и рублей, то обменять их можно только в особом порядке в центральном банке и некоторых других, активно работающих за границей.
В Берлине, если какой-нибудь немецкий турист решит поменять деньги, проблемы со злотыми или литами не возникнет. На вопрос «РГ», можно ли поменять злотые и литы, владелец АО «Евроэксчейндж» ответил утвердительно. Однако при обмене суммы менее 100 евро в его пунктах обмена взимается комиссия в три с половиной евро. А именно столько составляют в переводе на евро 15 злотых. 400 лит — другое дело, это в пересчете 160,38 евро. Монет ни банки, ни обменники не принимают.
Благотворительность
«Наверняка в вашем доме есть какая-нибудь коробочка или баночка, куда все жители вашей квартиры скидывают мелочь, завалявшуюся в карманах и кошельках. Вроде бы мелочь, но представьте себе, какая может получиться сумма, если все жители нашего города принесут свои «копилки» и сложат в одну!»
Эти слова легли в основу акции «
Вся собранная мелочь доставляется на инкассаторских автомобилях в расчетный центр и безвозмездно пересчитывается.
Благодаря активному участию москвичей за время проведения акции одной только мелочью удалось собрать средства в размере 1 миллиона 298 тысяч 737 рублей 19 копеек. На эти деньги были сделаны высокотехнологичные операции восьмерым тяжелобольным детям.
Очередные дни, когда в Москве будет проводиться акция, — 23, 24 и 30, 31 октября.
Татьяна ЗЫКОВА, Мария ЖЕБИТ, Ольга ДМИТРИЕВА, Анатолий ИВАНОВ, Дмитрий КОСАРЕВ, Анна РОЗЭ, Артем САНЖИЕВ, Сусанна АЛЬПЕРИНА