Вчера российская платежная система «Сберкарта» официально объявила о начале своей работы в межбанковском режиме. При помощи низких тарифов и программы по выпуску социальных карт «дочка» Сбербанка хочет через три года занять половину рынка платежных карт России, потеснив Visa и Mastercard. Вместе с тем банкиры считают, что даже с учетом помощи государства составить серьезную конкуренцию международным платежным системам «Сберкарта» вряд ли сможет.
Как сообщил Ъ директор по региональным проектам «Сберкарты» Виктор Лоик, с января 2007 года к платежной системе будут подключены 70 российских банков. Все они получат права на эмиссию и обслуживание карт. По словам господина Лоика, с помощью привлеченных банков «Сберкарта» через три года займет 50% рынка платежных карт в России, который сейчас поделен между международными платежными системами Visa и Mastercard.
ЗАО «Сберкарта» учреждено в октябре 2005 года Сбербанком России, Национальным резервным банком, Межрегиональным инвестиционным банком, «РГ-лизингом» и австрийской компанией BGS Smartcard Systems A. G. На 1 октября 2006 года в России эмитировано более 3,1 млн платежных карт «Сберкарта» (около 4,9% общего числа эмитированных в России карт).
Конкурировать с крупнейшими игроками рынка «Сберкарта» намерена прежде всего с помощью низких тарифов. Сумму вступительного взноса для банка платежная система пока не раскрывает, ссылаясь на конфиденциальность информации. Как пояснил Ъ гендиректор ЗАО «Сберкарта» Юрий Демидович, «сумма в разы ниже взноса банка при вступлении в международные платежные системы». Между тем руководитель одного из новых членов «Сберкарты» сообщил, что вступительный взнос для банка составит порядка 650 тыс. руб. ($25 тыс.). По оценкам опрошенных Ъ участников рынка, аналогичный взнос в Visa и MasterCard обходится минимум в $60 тыс.
Кроме демпинговых тарифов Сберкарта намерена использовать и административный ресурс. В октябре текущего года система выиграла тендер Федерального агентства по информационным технологиям на выпуск социальной карты в рамках целевой программы «Электронная Россия». Как сообщил Ъ господин Демидович, прототип карты уже разработан и в декабре этого года должен быть утвержден госкомиссией. В качестве эмитента карт будут выступать региональные органы власти за счет собственных средств, однако банки -участники «Сберкарты» смогут подключиться к этой программе с начала 2007 года. Они получат право обслуживать 16,4 млн человек, входящих в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи. Только этот проект обеспечит «Сберкарте» минимум 25% всего рынка пластиковых карт. Более того, Сбербанк, являющийся безусловным лидером зарплатных проектов в госучреждениях, может обеспечить собственной платежной системе миллионы клиентов.
«Емкость российского рынка платежных карт оценивается в 200—300 млн штук,— говорит старший экономист Альфа-банка Наталья Орлова,— в то время как реальный объем составляет порядка 80 млн. С учетом участия в социальной программе Сберкарта через несколько лет вполне может претендовать на половину рынка».
Основные конкуренты «Сберкарты» на российском рынке — Visa и MasterCard — комментировать планы «Сберкарты» по завоеванию рынка отказались. А платежная система «Золотая корона» поддержала конкурента. «Мы считаем, что российские платежные системы должны доминировать на рынке,— заявил Ъ исполнительный директор Золотой короны Вадим Грицаненко.— В этом отношении мы разделяем стремление Сберкарты к вытеснению иностранных систем».
Впрочем, ряд банкиров перспективы «Сберкарты» оценивают скептически. «В России есть опыт выпуска российских платежных карт, но ни один из этих проектов успехом не увенчался,— сообщил Ъ начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов.— В России более 90% рынка занимают карты международных платежных систем, и эта тенденция будет расти».
Анна ИНОЗЕМЦЕВА