Чем выше пособия по безработице, тем больше армия безработных, гласит вывод модели рынка труда с затрудненным поиском. Вчера Нобелевский комитет отметил премией ее создателей — Питера Даймонда, Дейла Мортенсена и Кристофера Писсаридеса.
Двое американцев, 70-летний Даймонд (Массачусетский технологический институт) и 71-летний Мортенсен (Северо-Западный университет), и 62-летний британец Писсаридес (Лондонская школа экономических и политических наук) разработали теорию, объясняющую, почему на рынке труда существует так много безработных при немалом количестве вакансий, а также как экономическая политика влияет на уровень безработицы.
Одним из самых любопытных выводов стало то, что более высокие пособия по безработице могут привести к ее более высокому уровню. Их теория универсальна, поскольку может быть применена и к другим рынкам, например к рынку жилья. Экономисты разработали «теоретические рамочные правила» для рынков поиска и проанализировали основы их работы.
Развитие моделей началось еще в начале 1970-х, говорится в официальном сообщении Нобелевского комитета. Каноническая модель безработицы Даймонда — Мортенсена — Писсаридеса стала рабочей лошадкой в области макроэкономического анализа и важным инструментом для разработки экономической политики.
В своих изысканиях нобелевские лауреаты развили теоретическую модель для анализа рынков поиска, где процесс поиска работника/работодателя требует времени и ресурсов, что создает множество шероховатостей. «Рынки с такими характеристиками не могут удовлетворить спрос со стороны всех покупателей, аналогичным образом часть продавцов не в состоянии реализовать свое предложение настолько, насколько они бы этого хотели. В одно и то же время на рынке труда существуют свободные вакансии и безработные», — поясняется в сообщении. Даймонд исследовал теоретические основания этих рынков, а Мортенсен и Писсаридес расширили теорию и применили ее к анализу рынка труда.
«Модель с затрудненным поиском, которую предложили Даймонд и коллеги, предполагает, что спрос и предложение находят друг друга не сразу. В классических моделях обычно предполагается, что продавец и покупатель встречаются, однако в реальной жизни это не так», — поясняет профессор РЭШ Олег Замулин.
Работа этих трех ученых связана с моделированием рынка труда и тем, как экономистам следует размышлять о рынке труда, дополняет профессор экономики РЭШ Константин Стырин. Во главу угла в их модельном подходе ставятся издержки на поиск.
«Вопрос о том, как та или иная политика правительства влияет на безработицу, — вечный вопрос. То же самое можно отнести и к вопросам о том, как должна быть устроена политика правительства при данной конфигурации рынка труда в области социального страхования, перераспределения доходов и т. д. Они предложили инструментарий, который сейчас является стандартным в области макроэкономического моделирования рынка труда», — говорит
Он не считает присуждение премии Даймонду и его коллегам неожиданностью: «Рано или поздно это должно было произойти. Они входят в ту обойму людей, которые ее заслужили». Его коллега Олег Замулин согласен, что эта премия стала весьма предсказуемой: «Даймонд и Писсаридес были очень давно в коротком списке кандидатов, на которых ставило большое количество экономистов».
Впрочем, прогноз кандидатов на премию, составленный Reuters на основе анализа индексов научной цитируемости из базы ISI Web of Knowledge, не предполагал награды за модель с затрудненным поиском. В тройку нобелевцев входили Альберто Алесина (теоретические и эмпирические исследования взаимосвязи политики и макроэкономики); Нобухиро Киотаки и Джон Мур (за формулировку модели Киотаки — Мура; и Кевин Мерфи (эмпирические исследования в экономике, в которых сделана попытка разобраться в таких социально-экономических проблемах, как неравенство зарплат, спрос на трудовые ресурсы, безработица, вредные привычки, экономические выгоды от вложений в медицинские исследования).
Трио экономистов разделит 10 млн шведских крон (1,5 млн долл.). Экономисты полагают, что в будущем году список потенциальных лауреатов практически не изменится. По словам Олега Замулина, из финансистов награды достойны Элханан Хелпман, Авинаш Диксит и Джагдиш Бхагвати (теория международной торговли), Роберт Барро (динамические модели макроэкономики), а также Ларс Питер Хансен (эконометрика).
Анастасия ЛИТВИНОВА