Период рекордно низких процентных ставок в еврозоне затянулся, и это порождает макроэкономические риски. Поэтому Европейскому центральному банку (ЕЦБ) пора задуматься об их повышении. Таков основной тезис интервью, которое главный экономист банка и член его правления Юрген Штарк (Jürgen Stark) дал специализированному изданию Emerging Markets. Оно известно только в узких кругах инвесторов, однако европейские СМИ 11 октября растиражировали слова Штарка, поскольку речь идет о знаковом высказывании.
Лучше высокий курс евро, чем высокая инфляция
Ведь оно было сделано в ситуации, когда евро взлетел до уровня 1,40 доллара США, а повсюду в мире заговорили о валютных войнах, вызванных стремлением таких стран, как Соединенные Штаты, Япония, Китай и Бразилия, искусственно снизить обменные курсы национальных денежных единиц, чтобы тем самым поддержать своих экспортеров. Нужно быть твердо уверенным в собственной правоте, чтобы в подобной обстановке вслух размышлять о повышении банковского процента, ведь такой шаг неминуемо ведет к притоку иностранного капитала и, соответственно, к дальнейшему укреплению валюты.
Заявление Юргена Штарка тем и знаменательно, что вновь подтверждает: в штаб-квартире ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне верны своей традиционной линии — ставить во главу угла именно борьбу с инфляционными тенденциями в еврозоне, а вовсе не стимулирование экономики, и уж тем более не регулирование обменного курса евро.
Правда, в условиях небывалой со времени Второй мировой войны рецессии ЕЦБ пришлось в 2008—2009 годах пойти на экстраординарные меры по поддержанию банковского сектора и макроэкономический стабильности. Однако теперь, по словам главного экономиста Европейского центрального банка, нельзя допустить, чтобы эти меры «посеяли семена новых диспропорций и преувеличений», иными словами, чтобы они породили на финансовых и прочих рынках новые мыльные пузыри.
«Мы осознаем, что могут возникнуть большие опасности для нашей экономики и, в конечном счете, для стабильности цен, если мы чересчур долго будем продолжать политику слишком дешевых денег», — подчеркнул в своем интервью Юрген Штарк. Тем самым он фактически дал понять, что во Франкфурте-на-Майне не разделяют точки зрения Федеральной резервной системы США (ФРС), которая намерена поддержать вновь зашатавшуюся американскую экономику путем дальнейшего закачивания в нее ликвидности.
ЕЦБ «уже взрослый» и действует самостоятельно
О том, что Штарк озвучивает общие настроения, царящие во франкфуртской штаб-квартире, свидетельствуют опубликованные 11 октября в газете Financial Times Deutschland высказывания члена Совета управляющих ЕЦБ, президента Центрального банка Люксембурга Ива Мерша. Он решительно опроверг предположение интервьюера, что в ситуации, когда ФРС расширяет денежную помощь экономике США и это ведет к росту курса евро по отношению к доллару, у Европейского центрального банка просто связаны руки: «Мы никоим образом не чувствуем себя заблокированными тем курсом, который избрали другие (Центробанки), и не чувствуем себя их «заложниками». Мы уже большие и взрослые и идем той дорогой, которую считаем необходимой».
К тому же, добавил Ив Мерш, не стоит слишком уж фиксироваться на обменном курсе всего лишь двух денежных единиц. Если же взять всю валютную корзину, то евро в третьем квартале оставался примерно на уровне второго квартала. Иными словами, европейцам не следует придавать слишком большого значения соотношению валютной пары евро-доллар.
По сути дела и Штарк, и Мерш в своих интервью «расшифровали» в понятных для публики выражениях более завуалированные высказывания президента ЕЦБ Жана-Клода Трише, сделанные им незадолго до этого, 7 октября, на пресс-конференции во Франкфурте-на-Майне. Просто президент ЕЦБ в силу своей должности не имеет права преждевременно «кошмарить» рынки перспективой более дорогих кредитов. Совсем другое дело — запускать «пробные шары» через своих коллег по руководству банком, чтобы постепенно готовить почву к событию, которое произойдет самое ранее следующей весной. А главное — успокоить общество по поводу возможной инфляции.
Впрочем, профессионалы сразу поняли, что президент Европейского центрального банка открыто отмежевался от политики дальнейшего широкомасштабного закачивания дешевых денег в экономику, на которую сделали ставку его коллеги в Вашингтоне и Токио. Не случайно же курс евро к доллару именно во время пресс-конференции Трише впервые за 9 месяцев превысил отметку 1,40. Международные инвесторы теперь явно исходят из того, что в еврозоне попустительства инфляции не будет. Это повышает вероятность дальнейшего роста курса евро.
Андрей ГУРКОВ