Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России за январь-сентябрь 2010 года выросли на 18 процентов — до 1,321 миллиона машин, а в сентябре — на 55 процентов, до 185,953 тысячи. Об этом говорится в сообщении комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.
По мнению экспертов российского аналитического агентства «Автостат», это связано с оживлением отрасли после кризиса и увеличением спроса на автомобили нижнего сегмента.
Как объяснил «РГ» глава «Автостата» Сергей Целиков, такая положительная динамика продаж начала наблюдаться еще весной после запуска правительством программы по утилизации старых автомобилей и продолжения льготного кредитования. На сегодняшний момент максимальные продажи показывает АвтоВАЗ. С начала года они прибавили 36 процентов, в сентябре — 78 процентов. По мнению эксперта, это связано со спецификой российского покупателя, в основном ориентированного на новые автомобили нижнего сегмента — основной продукции отечественного автоконцерна. «Как показывают цифры, 30 процентов отечественных автолюбителей ездят на машинах 20-15-летней давности. Как правило, это люди с небольшим достатком, для которых отдать 200 тысяч рублей за новую «Ладу» или 300 тысяч за старенькую иномарку — большая разница. Кроме того, у подержанных иномарок стоимость эксплуатации гораздо выше отечественных новых авто», — полагает Целиков. И уточнил, что ситуация с продажами АвтоВАЗа неоднозначная. В Москве — это 4—5 процентов рынка, а в Поволжье — 50 процентов. По данным главы «Автостата», отечественные автопроизводители не успевают «отоваривать» спрос, что приводит к очередям за продукцией — покупатели вынуждены ждать новый автомобиль 2—3 месяца. Таким образом, считает специалист, это показывает, что показатели рынка в целом догнали 2008 год и продолжат увеличиваться до конца года. Что касается рынка автомобилей класса «люкс», то динамика его развития не столь резвая, как в случае с сегментом низшего класса. По словам Целикова, такие производители, как BMW, Audi и Mercedes, после некоторого падения за период кризиса в этом году показывают положительные результаты роста продаж, но они несколько скромнее.
По данным, полученным экспертами в национальных ассоциациях автопроизводителей, лидером по реализации автомобилей в сентябре стала Великобритания, на второе место опустилась Германия. Между тем по итогам девяти месяцев 2010 года российский авторынок остается на пятом месте, констатируют аналитики агентства «Автостат».
Тем временем продажи автомобилей в Европе продолжают снижаться шестой месяц подряд, заявляют в «Автостате» со ссылкой на данные западных компаний — в сентябре продажи снизились на 10,4 процента. Сильнее всего в сентябре падают рынки Испании, Италии и Германии. По мнению экспертов компании, снижение спроса обусловлено завершением стимулирующих программ в западноевропейских странах. И на фоне сложной экономической обстановки спад в 2011 году, считают они, продолжится.
Теймур АБДУЛЛАЕВ