Есть все шансы во втором квартале следующего года вернуться на траекторию снижения инфляции, считает первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев.
А поможет этому в том числе и политика ЦБ, например, сохранение стабильности учетных ставок. «То, что мы не повышаем их, видя инфляционные риски, фактически означает мягкость нашей монетарной политики, возможность для экономики получить дополнительный стимул развития», — пояснил вчера Улюкаев.
Инфляция притормозит и за счет снижения монетарной эмиссии, инструмента, при помощи которого можно воздействовать на макроэкономические условия, уменьшая денежную массу. Ситуация с монетарной эмиссией уже улучшается, поскольку ЦБ не проявляет особой активности на внутреннем валютном рынке, говорит Улюкаев.
Однако, по прогнозам минэкономразвития, инфляция в октябре этого года может составить 0,6—0,8 процента, то есть больше, чем в сентябре. Впрочем, до весны следующего года все может измениться. В целом, по оценке Улюкаева, ситуация в России неплохая, объем международных резервов достигает почти 500 миллиардов долларов. Но и риски сохраняются, как и в других развивающихся странах. Улюкаев особенно выделил риск валютного несоответствия, когда происходит разрыв между активами и пассивами балансов банков.
Пока, по прогнозам, дефицит федерального бюджета России вряд ли превысит по итогам года отметку в 3,5 процента ВВП, сказал первый зампредседателя ЦБ. Ранее, напомним, власти прогнозировали дефицит бюджета на уровне 5,3 процента от ВВП. И уже к 2015 году правительство надеется выйти на бездефицитный бюджет. Сальдо торгового баланса России будет оставаться устойчиво положительным, прогнозирует Алексей Улюкаев.
Что касается так называемых «валютных войн», когда страны сознательно снижают стоимость своих денежных единиц, чтобы поднять конкурентоспособность экспорта, то ЦБ России в них не участвует, заявил Алексей Улюкаев. «Мы мирная организация и призываем к миру всех наших коллег. Это игра с отрицательной суммой, в которой нельзя выиграть, но совершенно точно можно глобально проиграть», — сказал первый зампредседателя ЦБ. Он отметил, что регуляторы должны поддерживать и защищать режим свободного плавания валютных курсов, отказаться от любых форм протекционизма, в том числе административного регулирования потоков капитала. Необходим общий мандат глобальных регуляторов для поддержания не только стабильности цен на активы, но и в целом финансовой стабильности. «Регуляторы мира и все аналитики должны больше задуматься о темпах экономического роста. Невозможно и не нужно возвращаться к тем высоким темпам экономического роста — 4—5 процентов ВВП в год глобального роста, они непосильны для мировой финансовой системы, это огромная нагрузка на демографию, на экологию», — подчеркнул Улюкаев.
Вчера он также прокомментировал новость о возможном сокращении доли ЦБ в Сбербанке ниже контрольной. По его мнению, пока все находится на уровне начала публичного обсуждения. Решение о снижении доли ЦБ потребует внесения изменений в закон о Банке России. Сейчас госпакет в уставном капитале крупнейшего российского банка составляет 57,6 процента. «Закон разрешает снизить Центральному банку свою долю участия в Сбербанке до 50 процентов плюс одна акция. То есть доля, которую можно приватизировать, сейчас составляет не более 7,6 процента», — пояснил Улюкаев.
Татьяна ИГОРЕВА