Министр финансов России Алексей Кудрин считает, что мировой финансовый кризис трансформировался в суверенный долговой кризис. Министр призвал экономически уязвимые страны к повышению налогов, а развитые страны — к сокращению программ господдержки.
Мировой финансовый кризис в настоящее время практически трансформировался в суверенный долговой кризис. Такое мнение высказал в четверг вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин, выступая на пятом пленарном заседании диалога Россия — ЕС по финансовой и макроэкономической политике.
«Около года назад разворачивалась бурная дискуссия о возможности трансформации финансового кризиса в суверенный долговой кризис. Последние события показали, что такая трансформация фактически произошла», — цитирует слова Кудрина РИА «Новости».
Он отметил, что эти два вида кризисов тесно взаимосвязаны: государственные долги растут в результате расходов по преодолению последствий кризиса, одновременно «растущие риски государственных дефолтов приводят к дестабилизации финансовых рынков».
При этом Кудрин подчеркнул необходимость «неотложной фискальной коррекции в наиболее уязвимых странах», а также составление среднесрочных программ фискальной консолидации во всех развитых странах.
«Хотя МВФ пропагандирует эту идею достаточно давно, успехи в этой области пока остаются ограниченными», — сказал Кудрин, добавив, что это объясняется политической непопулярностью необходимых мер.
Он отметил, что затягивание фискальной консолидации до тех пор, пока это не начнет вызывать озабоченность рынков, очень опасно. В качестве примера он привел ситуацию с долговым кризисом в Греции.
Эксперты солидарны с Кудриным, считая, что рост государственных долгов уже сам становится фактором риска. «В массированном наращивании государственных долгов многие страны могут повторить путь, пройденный Японией, в которой за снижение корпоративных долгов было заплачено непомерным увеличением государственного долга», — комментирует начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
Министр финансов предупреждает, что если долговой кризис в Греции реализуется в гораздо более крупной стране, последствия могут оказаться гораздо более плачевными. «И не только для этой страны, но и для всей мировой экономики», — заключил Кудрин.
«Рост налогов, снижение льгот и дотаций, снижение программ помощи — это болезненные меры, но их придется когда-то начинать. В противном случае растущие долги государств в конце концов приведут к потере доверия у покупателей государственных облигаций. А это рост доходности, печатание денег и раскручивание спирали гиперинфляции», — комментирует Подлевских.
Как пояснил эксперт, Кудрин как раз призывает сегодняшними непопулярными мерами предотвратить развитие еще более неблагоприятных будущих сценариев.
Министр финансов говорит, что сейчас мировая финансовая система довольно нестабильная, о чем свидетельствует волатильность резервных валют.
«Особенное беспокойство вызывают односторонние попытки некоторых стран принимать решение по управлению валютными курсами с целью выравнивания платежных балансов и стимулирования экономического роста», — цитирует Кудрина «Интерфакс».
В то же время, по словам Кудрина, причины глобальных дисбалансов не сводятся исключительно к валютному регулированию. «Скорее всего, основная причина кроется в различной конкурентоспособности и специализации разных стран в тех или иных секторах экономики», — предположил он, отметив, что таким образом «торговые дисбалансы имеют преимущественно структурную природу».
Западные эксперты указывают, что не исчерпан еще кризис в своем первоначальном варианте — затяжной рецессии. Неутешительные прогнозы относительно дальнейшего развития экономики США дает известный экономист, профессор Нью-йоркского университета Нуриэль Рубини.
В рамках участия в международной конференции в Сеуле он определил шансы на наступление нового спада в американской экономике в «35—40%», передает ИТАР-ТАСС.
«Так как во втором квартале темпы роста экономики США составили только 1,7% и конъюнктура продолжает слабеть во второй половине текущего года, то в четвертом квартале рост упадет до 1%», — заявил Рубини.
«Рост (американской экономики — прим.) настолько слаб, что он будет восприниматься как новая рецессия, хотя технически она и не произойдет», — заметил он.
Рубини предупредил, что главной непосредственной опасностью для экономик развитых индустриальных стран Запада сейчас также является дефляция.
«В Японии производственные цены упали в сентябре впервые с минувшего июля, — отметил он. — В США потребительские цены увеличились на 0,2% в сентябре после того, как в августе их рост составил 0,3%». На этом фоне страны с новыми рынками продолжат свое ускоренное экономическое развитие, заметил эксперт.
Российские эксперты также солидарны с Рубини, полагая, что США ждут не самые лучшие времена. Ведь против Америки играют целых три существенных фактора.
«Во-первых, давление со стороны ипотечного кредитования и отчуждаемых домов. Это сказывается на статистике по недвижимости, — комментирует замруководителя аналитического департамента «Совлинка» Ольга Беленькая. — По последним данным, активность на рынке упала до многолетних минимумов. Напомню, что проблемы на рынке жилья стали спусковым крючком для мощнейшего финансового кризиса и рецессии в США».
Во-вторых, по мнению Беленькой, «сейчас очень нехорошая ситуация складывается на рынке труда: экономика теряет рабочие места, за последние месяцы потери исчисляются сотнями тысяч».
В-третьих, происходит сокращение банковского кредитования. С одной стороны, уменьшается спрос на кредиты, с другой — кредитные организации не готовы брать на себя столь высокие риски, как до кризиса. «Общеизвестно, что докризисный рост потребительских расходов финансировался в долг. Теперь эта схема не работает», — резюмирует Беленькая.
Статистика подтверждает слова эксперта. Так, за январь — июль 2010 года количество банков-банкротов в США достигло 118, а безработица по итогам августа увеличилась до 9,6%. Кроме того, продолжает расти госдолг США, и это несмотря на то, что он уже превысил 13,5 трлн долларов (около 90% ВВП).
Полина СПЕЛОВА