Казалось бы откуда рядовому покупателю набраться позитива? Цены на продукты растут, с рублем не пойми что будет, погода, в конце концов, — дрянь. Но нет, есть у нас оказывается оазисы потребительской активности. Причем в секторе, от которого
Полтора года назад, с началом кризиса этот рынок провалился в глубокую яму, из которой еле-еле, ползком выбирался вплоть до июля месяца. Но вот два ведущих ритейлера рынка — «Эльдорадо» и «М. Видео» — с перерывом в неделю отчитываются об итогах третьего квартала 2010 г. И результаты его выглядят у обеих сетей просто невероятно: вчера «Эльдорадо» рассказала, что приток покупателей в магазины старше одного года в период с июля по сентябрь вырос на 32% по сравнению с тем же периодом прошлого года. У «М. Видео» этот же показатель — 21%, а в целом рост продаж по сети составил 37%. Причем это не случай только этих двух компаний: совладелец сети «Эксперт» Кирилл Новиков также говорит о существенном улучшении продаж на всем рынке.
Такой рост был приметой тучных 2006 и 2007 годов, а для последних двух лет он выглядит уж совсем неожиданным. Напомню, что за это время обанкротился «Мир», существенно ослабила позиции «Техносила», а «Эльдорадо», едва устояв после претензий ФНС, занималась не развитием, а тем что даже не резала, а буквально, топором рубила издержки. Единственная беспроблемная сеть «М. Видео» выросла в продажах за 2009 г. всего на 3,6% а поток покупателей в магазины старше 1 года вообще упал на 11%.
Первые полгода 2010 г. обе сети стали прибавлять, но понемногу; а тут — такой рост. Это что же, получается, что сейчас отдельно для продавцов бытовой техники кризис закончился? Или это жара и исчезнувшая с прилавков гречка подогрели интерес к телевизорам и холодильникам? Однажды в начале 2009 г,. когда стал резко падать курс рубля, паникерские настроения среди населения уже приводили к неожиданному взлету продаж бытовой техники. Ритейлеры тогда объясняли это желанием потребителей хоть
Но вряд ли сейчас так же. И не похоже, чтобы продавцам удалось сильно нажиться на продаже климатической техники в жару: они сами оказались без нужного товара в период ажиотажного спроса. Сейчас, правда, по словам представителя «М. Видео», на 90% выросли продажи обогревателей — просто потому, что население ждет симметричного летней жаре аномального мороза.
Аналитик потребительского рынка «БрокерКредитСервис» Татьяна Бобровская склоняется к тому, что на столь примечательный рост продаж повлияли восстановление потребительского спроса и кредитования. Кроме того, по ее мнению, не стоит упускать из виду эффект низкой базы: прошлогодний третий квартал был провальным. В самой же «Эльдорадо» мне объяснили, что локомотивом роста стала кредитная акция «0-0-24», по сути, представляющая собой рассрочку на два года. Ее в сети ввели еще в июне, и, по словам представителя компании, предложение разогрело не только продажи в «Эльдорадо», но и весь рынок.
В «М. Видео», по словам ее руководителя и совладельца Александра Тынкована, всегда отличавшейся от конкурентов самой низкой долей продаж техники в кредит — в пределах 20%, — в этом году превысили этот порог. В преддверии нового учебного года доля продаж техники в кредит в некоторых регионах достигала 60%. В «М. Видео» также была запущена программа «0-0-24».
Пока еще нельзя оценить картину за третий квартал в целом: не готовы данные по рынку от GFK. Но, по словам Кирилла Новикова, появившиеся доступные программы кредитования просто разблокировали ситуацию и запустили отложенный спрос на технику. Особенно это стало заметно в регионах. Новиков рассчитывает, что этого потенциала должно хватить до конца года. К тому же, как отмечал летом Тынкован, к нынешнему моменту почти все те, кто покупал технику в кредит, уже рассчитались по долгам и снова готовы занимать.
Все это прекрасно. Я только не понимаю, почему потребители ведут себя так противоречиво. С одной стороны, подорожавшая до 60—80 руб. за кг гречка, которую по статистике мы едим не больше 2 кг в год, вызывает панику. А с другой, среднестатистическая семья в это тяжелое время нагружает себя дополнительными расходами в несколько тысяч в месяц на протяжении двух лет — стоило только появиться относительно доступным кредитам. И самый главный вопрос: почему тогда закупившиеся новой техникой россияне вместо уверенности в завтрашнем дне демонстрируют Росстату потребительский пессимизм? Или это те, кому кредит не одобрили?
Елизавета НИКИТИНА