В пятницу Московское главное территориальное управление Банка России (МГТУ ЦБ) сообщило, что на балансе некоторых московских банков хранятся недействительные вексели Росбанка. При этом и представители Росбанка, и представители МГТУ считают, что данных векселей в реальности не существуют. Банк уверен, что произошла ошибка, а МГТУ — что банкиры занимаются приписками.
Как сообщили РБК daily в МГТУ ЦБ в прошлую пятницу, поддельные вексели Росбанка на общую сумму 207,5 млн руб. были обнаружены в ходе проверки баланса ряда московских банков. Правда, в каких конкретно банках они были выявлены, в МГТУ не сказали, сославшись на банковскую тайну. Сам же Росбанк уведомил МГТУ о том, что «вексели с указанными реквизитами ОАО АКБ «РОСБАНК» не выпускались», в официальном письме 12 октября 2006 года.
Как рассказал РБК daily директор департамента казначейских операций Росбанка Николай Ермолаев, «у нас была долгая переписка с ЦБ. Дело в том, что реквизиты векселей, предъявленных МГТУ, не совпадают ни с одним выпуском. Если бы на балансе банков действительно содержались поддельные вексели, то они скорее всего были бы зеркальными, то есть совпадали бы по формальным признакам с имевшими место в действительности выпусками». При этом Николай Ермолаев отмечает, что серии и даты отдельных векселей соответствовали векселям, действительно выпущенным Росбанком, но суммы на них были разными. По другим векселям совпадали суммы, но серии и даты различались. «К оплате ни один банк нам таких векселей не предъявлял», — подчеркнул
В МГТУ считают, что речь идет о приписках. «Некоторые банки считают для себя возможным приписывать в актив то, чем на самом деле не владеют, таким образом улучшая свои показатели, — пояснил РБК daily заместитель начальника отдела анализа и контроля МГТУ ЦБ Андрей Пучков. — В случае с векселями банки обычно пользуются информацией о бумагах, которыми они владели, или информацией из независимых источников».
По мнению большинства опрошенных РБК daily банкиров, такие аферы могут совершаться только мелкими банками. «Крупные банки такими операциями не занимаются, — сказал РБК daily председатель правления Юниаструм Банка Павел Неумывакин. — Этим могут заниматься банки, не входящие в top-100 по размеру собственных активов». Первый зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев считает, что банкиры, занимающиеся такими операциями, должны обладать «ужасающей или фантастической наивностью». «Недействительность такого рода операций проверяется мгновенно, ведь для того чтобы была сделка, необходима обратная сторона — тот, кто продал эти векселя, — пояснил Павел Медведев РБК daily. — В данном случае получается, что продавцов не было или что они мистифицированы. Но это из ряда вон выходящий случай».
Николай Ермолаев считает, что банки такого рода приписками скорее всего не занимались: «Обычно, если банки хотят купить векселя, они требуют подтверждения действительности от эмитента, их выпустившего. Но ни от одного из банков мы запросы по этим векселям не получали. Поэтому очень велика вероятность того, что есть погрешность в исходной информации МГТУ». Сотрудники МГТУ могли ошибиться при вводе результатов проверки банков. Павел Медведев считает такое объяснение единственно возможным: «Банк России — сложная структура. Сначала идет сообщение о полученных данных к самому Константину Шору (руководитель МГТУ. — РБК daily), потом от него идет распоряжение о проверке этой информации уже другому департаменту, и пока результаты этой проверки станут известны, может пройти много времени. Поэтому вполне можно ожидать в ближайшее время некоторых корректировок относительно сообщения МГТУ о векселях Росбанка».
Борис ДЕРЕВЯГИН