Широко обсуждаемые в профессиональном сообществе поправки в закон о лизинге предполагают упрощение процедуры изъятия лизингового имущества у недобросовестного клиента. Сейчас процедура изъятия может длиться больше шести месяцев, что приводит к убыткам лизинговых компаний. Законодатели предлагают изымать предмет лизинга во внесудебном порядке по исполнительной надписи нотариуса.
Проблемы лизинговой отрасли, связанные с несовершенством законодательства в части работы со злостными неплательщиками, мало беспокоили профессиональное лизинговое сообщество до середины 2008 года. В 2004—2008 годах лизинговые компании активно «собирали урожай» с растущей российской экономики. Однако в пик кризиса ситуация резко поменялась. «По итогам 2009 года объем заключенных лизинговых сделок в России сократился более чем в два раза», — напоминает финансовый директор компании «Центр-Капитал» Елена Адамова. «Основной проблемой, с которой столкнулись лизингодатели в период кризиса, стал дефицит денежных средств», — поясняет генеральный директор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин. Ставки по банковским кредитам в пик кризиса достигали 24—26% годовых. Второй, не менее значимой проблемой стала неплатежеспособность большого числа клиентов, возникла необходимость изъятия переданного в лизинг имущества и его реализации.
Однако, как выяснилось на практике, получить обратно переданное в лизинг имущество оказалось не так просто. «Судебная практика по таким ситуациям чрезвычайно долга — до шести месяцев, а то и до года, а это ведет к значительным убыткам лизингодателя ввиду того, что имущество, удерживаемое лизингополучателем, значительно теряет в цене, изнашивается и, будучи в итоге изъятым, может быть реализовано на вторичном рынке с большим трудом и по очень низкой цене», — отмечает директор по правовым вопросам группы лизинговых компаний «Бизнес Альянс» Ирина Резникова. По ее словам, регулировать данные проблемы предполагается путем внедрения внесудебного изъятия имущества с использованием исполнительной надписи нотариуса. «Предложенный механизм призван на практике обеспечить защиту прав лизингодателя», — доволен специалист отдела лизинга автотранспорта ГК «Балтийский лизинг» Максим Уткельбаев.
В законопроекте также определены ситуации, когда лизингополучатель несет все расходы, связанные с возвратом имущества, добавляет руководитель региональных филиалов «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко. Более точно описаны взаимоотношения с поставщиком предмета лизинга. Появилось также понятие повторного лизинга, которое сможет существенно облегчить лизинговой компании процесс реализации изъятого имущества.
По мнению председателя подкомитета ТПП по лизингу Алексея Акиндинова, «поправки создадут дополнительный эффективный барьер перед теми, кто нацелен на мошеннические действия или рассматривает лизинг как некий «серый» схемный механизм». По его данным, законопроект вступит в силу в первой половине 2011 года.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, поправки в основной закон лизинговой деятельности не решают главной проблемы отрасли. «До сих пор нет четкой юридической классификации лизинговой деятельности», — говорит первый заместитель генерального директора Петербургской лизинговой компании Марина Воробьева. В соответствии с одним законодательством лизинг можно отнести к инвестиционной деятельности либо рассматривать как арендные отношения, а по некоторым параметрам можно отнести к купле-продаже в рассрочку —
Надежда ЭДИНА