Новый раунд количественного смягчения ФРС (quantitative easing, выкуп госбумаг с рынка) может поднять цену нефти до 100 долларов за баррель в 2011 г., считает Франциско Бланш из Bank of America Merrill Lynch: это нивелирует весь эффект смягчения, включая низкую стоимость рефинансирования кредитов, так как удорожание нефти увеличит нагрузку на экономику. Возобновление выкупа гособлигаций поможет удержать их доходность на низком уровне, но вряд ли поддержит экономику, согласны экономисты и аналитики, опрошенные WSJ. В пятницу председатель ФРС Бен Бернанке высказал озабоченность риском дефляции и высокой безработицей, а ставки уже почти два года — 0—0,25%. Участники рынка ожидают, что объем нового стимула может составить до $1,2 трлн ($1,7 трлн — первый раунд).
При высокой безработице вероятно сохранение высокой доли сбережений, что означает «перекачку» стимула на финансовые рынки, говорит Юлия Цепляева из BNP Paribas. Смягчение будет сочетаться с плохими новостями, главной особенностью 2011 г. станет высокая волатильность на рынках — есть вероятность увидеть нефть и по $100, и по $65, считает она.
Продолжение количественного смягчения Банком Англии в объеме 100 млрд фунтов (около $160 млрд) и поддержание ставки на уровне 0,5% до конца 2012 г. заложены в прогноз Centre for Economics and Business Research, он оценивает вероятность нового спада в I квартале 2011 г. в 50%. «К сожалению, меры Банка Англии выглядят как единственный «план Б» правительства, но это будет ужасная ошибка», — заявил Bloomberg TV бывший член комитета по ставкам Банка Англии Дэвид Бланчфлауэр. Призыв главы Бундесбанка Акселя Вебера завершить выкуп бондов не является консолидированной позицией управляющего совета, поспешил заверить глава Европейского центробанка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише. ЕЦБ начал программу выкупа госбондов в мае после решения о кредите ЕС Греции в 110 млрд евро. Выкуп продлится столько, сколько нужно, сказал член исполнительного совета ЕЦБ Юрген Штарк.
На прошлой неделе на фоне вероятности нового количественного смягчения в развитых странах выросли цены на медь, никель, сталь, алюминий, золото; нефть марки Urals немного подешевела. ОПЕК оставила декларируемый комфортный коридор цен в $60—80, однако в случае ослабления доллара верхняя граница может быть поднята. Если все начнут раунд количественного смягчения, «мало никому не покажется», говорит Николай Кащеев из казначейства Сбербанка, последствия — гиперинфляция, гонка девальваций, торговый протекционизм и стопор экономики. Для перехода к новому экономическому циклу нужны серьезные изменения в валютной системе, уверен он.
Дали денег
В прошлый раз количественное смягчение помогло стабилизировать фондовые рынки: половина почти из $2 трлн осела в банках. Резервы 10 крупнейших азиатских стран выросли почти на $1 трлн за апрель — октябрь 2009 г., посчитали в Сбербанке: смягчение не столько стимулирует экономику США, сколько способствует притоку капитала на развивающиеся рынки.
Ольга КУВШИНОВА